Минона (наст. имя и фам. Саломо Фридлендер) (Познань, 1871 — Париж, 1946). Сын медика, изучал медицину, затем философию в Мюнхене, Йене и Берлине; в 1902 г. получил степень доктора философии. Опубликовал под своим настоящим именем целый ряд философских сочинений; под псевдонимом Минона (переиначенное слово «аноним») — романы и гротескные рассказы (они составляют более десятка томов). Наиболее известный сборник Миноны — «Роза, хорошенькая жена полицейского» (Rosa, die schone Schutzmannsfrau, 1913). Диапазон этих карикатур — от сатиры на мелких буржуа до дадаистского абсурдизма, включая и черный юмор, и пародию, и комическую фантастику, и фантастические видения. Характерно, что Минону сравнивали как с Паулем Шеербартом (влияние последнего у Миноны очень ощутимо), так и с Францем Кафкой (см., например, историю литературы Зёргеля) и дадаистами. Рассмотрим для примера его произведение «Скамья зубоскалов. Нероман» (Die Bank der Spotter. Ein Unroman, 1919). В обществе рассказываются одна за другой истории гротескных персонажей. Так, «Стыдливая кокотка» (Die ziichtige Kokotte) — это история проститутки, где нет ни одной сексуальной сцены. За ней следуют истории об отнюдь не обделенных родителями сиротах; скачках без лошадей и т. д. Непосредственно после этого приводится масштабная пародия на «Голем» Густава Мейринка и «Мандрагору» Ганса Хайнца Эверса. Затем начинается оргия, в дело вмешивается полиция. После этого пародируются звукоподражательное стихотворение Штрамма, произведения Эльзы Ласкер-Шюлер («Титино из Бакштадта»), Томаса Манна («Слякоть в Венеции», Der Kod in Venedig; само название пародирует название известнейшей новеллы «Смерть в Венеции») и многие другие. В «Серой магии. Романе ключевых мгновений» (Graue Magie. Nachschlusselroman, 1922) высмеяно все, что так или иначе связано с экспрессионизмом: Эльза Ласкер-Шюлер выведена под именем Шискераллер, Герварт Вальден — в образе композитора Недлава, Людвиг Мейднер назван художником Мерднером, который старательно вызывает у себя порыв сомнительного творческого вдохновения; философ Зиммель становится психологом Леммисом; сам Минона — доктором Саломо, а Эверс появляется под собственным именем, только тут он вечно сплевывающий старьевщик. Собраны в этой компании и философы того времени: Ариберт Нейнштейн (Эйнштейн) провозглашает «относительность понятия времени, которое наносит вред здравому смыслу»; абсурдность этой идеи демонстрирует кантианец Сукрам (Маркус). Мартин Бубер и Рабиндранат Тагор слились в одного героя по имени Мартиндранат Будерор. Помимо прочего, роман представляет собой сатиру на чудовищ — кинопродюсеров, которые в интересах фильма способны на убийства. Минона является одним из редких в немецкой литературе крупных юмористов, однако его творчество сегодня практически забыто.
Почему «мгновенные исчезновения людей» считают делом потустороннего
Истории о людях, которые внезапно исчезали на глазах очевидцев, веками будоражат воображение. Их называли «мгновенными исчезновениями» и связывали с мистикой, параллельными мирами или вмешательством...
Почему Владимир Высоцкий считался «неудобным гением»
Владимир Высоцкий — культовый поэт, актёр и певец, чьё творчество стало голосом целой эпохи. Но при жизни он часто сталкивался с цензурой и недоверием...
Почему мыши могут предупреждать о надвигающихся катастрофах
Мыши — скромные обитатели наших домов и полей, но именно они часто первыми реагируют на надвигающуюся опасность. Не случайно существует выражение «бросились бежать, как...
Почему исчезновение Амелии Эрхарт до сих пор окутано тайной
Амелия Эрхарт — легендарная американская лётчица, первая женщина, совершившая одиночный перелёт через Атлантику. Её исчезновение в 1937 году во время кругосветного полёта стало одной...
Почему МИ6 до сих пор скрывает архивы времён холодной войны
Британская разведка MI6 (Секретная разведывательная служба) традиционно окутана завесой тайны. Даже спустя десятилетия многие её архивы времён холодной войны остаются засекреченными. Почему Лондон до...
Почему Сергей Есенин так загадочно погиб
Сергей Есенин — один из самых ярких поэтов Серебряного века. Его жизнь оборвалась в 1925 году в возрасте всего 30 лет. Официальная версия гласит:...
Почему киты общаются на «сверхдальних частотах»
Киты — одни из самых загадочных обитателей океана. Их песни способны распространяться на сотни километров, и учёные называют эти звуки «сверхдальними частотами». Но зачем...
Почему «Зона 51» хранит больше, чем нам показывают
Зона 51 — секретная военная база в Неваде, которая давно стала символом тайн и заговоров. Официально это испытательный полигон для новых технологий и самолётов,...
Почему ЦРУ подозревают в создании Интернета
Интернет для большинства — символ свободы и открытости. Но у конспирологов есть иная версия: глобальная сеть изначально задумывалась как инструмент контроля. Поэтому в её...
Почему «черные вертолёты» стали символом заговора
Термин «чёрные вертолёты» давно стал частью конспирологических легенд. Эти летательные аппараты без опознавательных знаков якобы замечали в США и других странах, и всегда они...
Почему Михаил Булгаков подозревал цензуру даже после смерти
Михаил Булгаков — писатель, чья жизнь и творчество прошли под постоянным давлением цензуры. Его произведения редактировались, запрещались, откладывались «в стол». Но даже после его...
Почему вороны помнят лица и способны мстить
Вороны — одни из самых умных птиц в мире. Учёные доказали, что их интеллект сопоставим с уровнем пятилетнего ребёнка. Одна из поразительных особенностей этих...