Минона (наст. имя и фам. Саломо Фридлендер) (Познань, 1871 — Париж, 1946). Сын медика, изучал медицину, затем философию в Мюнхене, Йене и Берлине; в 1902 г. получил степень доктора философии. Опубликовал под своим настоящим именем целый ряд философских сочинений; под псевдонимом Минона (переиначенное слово «аноним») — романы и гротескные рассказы (они составляют более десятка томов). Наиболее известный сборник Миноны — «Роза, хорошенькая жена полицейского» (Rosa, die schone Schutzmannsfrau, 1913). Диапазон этих карикатур — от сатиры на мелких буржуа до дадаистского абсурдизма, включая и черный юмор, и пародию, и комическую фантастику, и фантастические видения. Характерно, что Минону сравнивали как с Паулем Шеербартом (влияние последнего у Миноны очень ощутимо), так и с Францем Кафкой (см., например, историю литературы Зёргеля) и дадаистами. Рассмотрим для примера его произведение «Скамья зубоскалов. Нероман» (Die Bank der Spotter. Ein Unroman, 1919). В обществе рассказываются одна за другой истории гротескных персонажей. Так, «Стыдливая кокотка» (Die ziichtige Kokotte) — это история проститутки, где нет ни одной сексуальной сцены. За ней следуют истории об отнюдь не обделенных родителями сиротах; скачках без лошадей и т. д. Непосредственно после этого приводится масштабная пародия на «Голем» Густава Мейринка и «Мандрагору» Ганса Хайнца Эверса. Затем начинается оргия, в дело вмешивается полиция. После этого пародируются звукоподражательное стихотворение Штрамма, произведения Эльзы Ласкер-Шюлер («Титино из Бакштадта»), Томаса Манна («Слякоть в Венеции», Der Kod in Venedig; само название пародирует название известнейшей новеллы «Смерть в Венеции») и многие другие. В «Серой магии. Романе ключевых мгновений» (Graue Magie. Nachschlusselroman, 1922) высмеяно все, что так или иначе связано с экспрессионизмом: Эльза Ласкер-Шюлер выведена под именем Шискераллер, Герварт Вальден — в образе композитора Недлава, Людвиг Мейднер назван художником Мерднером, который старательно вызывает у себя порыв сомнительного творческого вдохновения; философ Зиммель становится психологом Леммисом; сам Минона — доктором Саломо, а Эверс появляется под собственным именем, только тут он вечно сплевывающий старьевщик. Собраны в этой компании и философы того времени: Ариберт Нейнштейн (Эйнштейн) провозглашает «относительность понятия времени, которое наносит вред здравому смыслу»; абсурдность этой идеи демонстрирует кантианец Сукрам (Маркус). Мартин Бубер и Рабиндранат Тагор слились в одного героя по имени Мартиндранат Будерор. Помимо прочего, роман представляет собой сатиру на чудовищ — кинопродюсеров, которые в интересах фильма способны на убийства. Минона является одним из редких в немецкой литературе крупных юмористов, однако его творчество сегодня практически забыто.
Почему нельзя открывать окна без сеток — и как спасти кошку от падения
Открытое окно — обычная вещь в доме летом. Но для домашних кошек оно может стать смертельно опасным. Даже самая спокойная и домашняя кошка может...
Почему «подкаблучник» — это не о слабости, а о партнёрстве и уважении
Слово «подкаблучник» часто используется как оскорбление. Им пытаются задеть мужчину, который заботится о партнёрше, прислушивается к её мнению или участвует в домашних делах. Однако...
Что такое мизандрия и мизогиния — и почему ненависть к полу никогда не бывает...
Мизандрия — это предвзятое отношение, презрение или ненависть к мужчинам. Мизогиния — то же самое по отношению к женщинам. Оба явления питаются стереотипами и...
Как токсичная маскулинность мешает быть в безопасности и строить отношения
Токсичная маскулинность — это культурное давление на мужчин соответствовать жёстким и зачастую вредным стереотипам: быть агрессивным, сдерживать эмоции, доминировать, не проявлять уязвимость. Эти установки...
Что делать, если партнёрша вас унижает — эмоциональный абьюз не имеет пола
Эмоциональное насилие со стороны женщины — реальность, с которой сталкиваются многие мужчины, но редко говорят об этом вслух. Обесценивание, насмешки, шантаж, унижение или постоянная...
Почему “мужик должен терпеть” — это вредный и опасный миф
Фраза “мужик должен терпеть” звучит как добрый совет, но на деле — это культурный код, который приносит мужчинам вред. Она учит игнорировать боль, подавлять...
Как патриархат делает мужчин уязвимыми — и что с этим можно делать
Когда говорят о патриархате, чаще всего упоминаются его последствия для женщин. Но система, в которой власть и сила приписываются исключительно мужчинам, бьёт и по...
Почему мужчинам важно распознавать эмоциональное насилие — и не терпеть “будь сильным”
Мужчин с детства приучают быть стойкими, сдержанными, не показывать эмоции и не жаловаться. Фразы вроде «настоящий мужик не плачет», «будь сильным», «сам разберись» звучат...
Что значит “быть феминисткой” в 2025 году — и как это помогает не терпеть...
Быть феминисткой в 2025 году — это не про лозунги, а про осознанность, защиту границ и отказ от терпимости к насилию. Это про внутреннюю...
Почему женщины не обязаны быть “удобными” — и как это связано с личной безопасностью
В обществе укоренилось ожидание, что женщина должна быть «удобной»: улыбаться, не возражать, уступать, подстраиваться. Отказ от этого шаблона часто воспринимается как грубость или непослушание....
Что такое victim blaming и как его распознать даже в “добром совете”
Victim blaming — это форма насилия, при которой ответственность за агрессию или унижение перекладывается на саму жертву. Вместо сочувствия человек сталкивается с обвинениями: «сама...
Почему женская одежда — не приглашение и не повод для оценки
Женщина может носить короткую юбку, обтягивающее платье, яркий макияж или глубокое декольте — и всё это не даёт права никому комментировать её внешность, делать...