Первое обращение человека к таинственному и полному загадок небесному своду произошло гораздо раньше, нежели успела оформиться хоть одна из современных религий, во времена столь дикие и отдаленные, что их принято называть «зарей человечества», дописьменной историей, темными и малоизученными временами каменного века. Человечество тогда еще балансировало на грани между обретением света сознании и погружением обратно во тьму животного существования.
Из скудных источников, что дошли до нас сквозь мглу эпох, благодаря археологическим раскопкам мы имеем самое общее представление о тех далеких временах, больше основанное на предположениях, нежели на фактах. Определенно можно сказать одно: уже более 40 тысяч лет назад, в верхнем палеолите, человек учился понимать небо, занимавшее в его мыслях столько же места, сколько и постоянная потребность в добывании пищи. Мы можем судить об этом в первую очередь благодаря находкам редчайших древних произведений искусства.
В 1879 году итальянский археолог М. де Саутола обнаружил на сводах испанской пещеры Альтамира нарисованных красно-коричневой охрой бизонов и лошадей и, что важнее, повторяющиеся знаки лунного цикла. Жизнь и смерть, размножение животных — все объяснялось связью с небом, единственным мерклом времени, событий, всей жизни.
В эпоху неолита (IV тысячелетие до н. э.) основными темами изображений оставались животные (предмет охоты), женские фигурки, Солнце, Луна и календари. На Онежском побережье наиболее значительными памятниками неолитического изобразительного искусства являются рисунки на каменистых мысах Бесов Нос и Пери Нос. На скатах Бесова Носа изображены олени, антропоморфные (человекообразные) фигурки со звериными головами, люди, водоплавающие птицы, среди которых выделяются лебеди с длинными, грациозно изогнутыми шеями, исполинская рыба, скорее всего сом, а также, что более важно, символы Солнца и Луны и огромная человекоподобная фигура, олицетворяющая духа, покровителя удачной охоты или, возможно, мифического предка. Изображения аналогичных больших групп, так называемых солярных (солнечных) знаков, известны в ущельях Дагестана:
Чинна-Хитта, Чувал-Хварабнохо, Харитани.
С началом бронзового века и появлением земледелия резко поменялся характер всего человеческого искусства. Исчезают изображения животных — ведь теперь охота перестала играть решающую роль. Нo что удивительно, небесная тема продолжает сохранять столь же острый интерес, как и раньше. В условиях земледельчества солнце и луна приобретают большое значение, так как с ними связываются циклы посева и сбора урожая. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов гида. Он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд.
Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей).
Жители Южно-американского континента ацтеки создали «Солнечный камень» (календарь), он выполнен из базальтового монолита в форме круга диаметром 3,5 м и весом 25 т, а древние британцы возвели величественный храм-обсерваторию Стоунхендж.
Древние люди не знали ни точных механических часов, ни компаса. Их заменяло звездное небо. По Луне звездочеты стали считать месяцы. Звезды вдали от родных берегов указывали мореходам направления на север, восток, юг и запад. Они служили маяками на морях и в пустынях. Их так и называли — путеводные звезды.
Многие мифы возникли в эпоху неолита и бронзы. Именно тогда земледельцы впервые попытались объяснить смену дня и ночи, восход и заход солнца.