Дом доброго Бога

0
1200
Дом доброго Бога

По белоснежному полю идут 125 львов. Тонконогие львы с весело задранными, как у собак, хвостами идут по белокаменным стенам Дмитриевского собора в городе Владимире. Вокруг них птицы, олени, святые, всадники. Почему древнерусские зодчие вырезали так много львов? Вроде бы нетипичное животное для природы Владимирского княжества. Оказывается, лев — древний символ Христа. Средневековые ученые считали, что львица рождает мертвого детеныша и оживляет его дыханием — чем не параллель с воскресением Христа? «Лев спит с открытыми глазами. Так и Христос не закрывает очей, храня нас, грешных. И вообще лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный», — так или примерно так рассуждали наши предки, изображая на стенах белых владимирских церквей бесконечных львов.

При взгляде на наши православные церкви, кроме восхищения их красотой и благоговения, подчас возникает недоумение. Почему столько куполов? Почему такие цвета? Зачем алтарь? На некоторые вопросы ответить легко, ответа на другие не знает никто. Многие символы русской церкви идут еще с византийских времен, ведь Русь приняла веру от Византии. Епископ Фессалоникийский Симеон писал: «Храм, как дом Божий, изображает собою весь мир. Верхние части его — видимое небо, нижние — все то, что находится на земле… Твердость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых…» Становится понятно, почему так часто на куполах храмов изображают звезды — ведь они символизируют небо. «Его свод простирается подобно небесам… и украшен мозаикой, как небесный свод сияющими звездами» — это слова уже другого христианина, жившего в VI веке. Интересно различие между античными храмами и храмами христианскими. Античный храм называли «крытой улицей», то есть движение в нем предполагалось по горизонтали, вперед. А христианский храм самой своей архитектурой задавал движение вверх, к небу.

Все в церкви имело значение. Престол означал место Гроба Господня, апсида (это выступ алтарной части, где чаще всего находилось изображение Богоматери) — пещеру, где Христос родился, поэтому она обычно полукруглая. Сам храм должен быть продолговатой формы, как корабль, обращенный на восток, откуда ожидается второе пришествие Христа, или еще лучше — иметь крестообразную форму. Купол покоился на 4 столбах, соединенных арками, так что в плане получался квадрат, а в VII—VIII веках к этому квадрату со всех сторон стали пристраивать по квадратной «клеточке», так что получился крест. Изображения апостолов помещали обычно между окон, потому что учение Христа — свет, а апостолы распространяли этот свет среди людей. А четыре столба-устоя украшали изображениями мучеников-святых- их страдания стали опорой христианской веры, подобно тому, как столб-опора здания.

Тринадцать куполов означали Христа и 12 апостолов (Софийский собор в Киеве). Пять куполов — это Христос и 4 евангелиста, таких храмов очень много (Спасо-Преображенский в Чернигове, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля и сотни пятиглавых церквей в других городах и деревнях России). Три купола — напоминание о Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой (Георгиевский собор в Новгороде). И самые скромные и распространенные однокупольные церкви — это утверждение того, что Бог един. Из них самой, наверное, прославленной является церковь Покрова на 11ерли (1165 год), она изящна и трогательна. А на стенах тоже львы, птицы, царь Давид… Птицы — очень древний символ человеческой души. На стенах Дмитриевского собора вырезано из камня около 250 птиц!

Всем известна легенда о том, как в X веке при князе Владимире наши предки выбирали себе веру, посещая храмы разных религий. И выбрали православие после посещения храма Святой Софии в Константинополе, ибо «не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом… Мы же не можем забыть красоты той» (это слова из «Повести временных лет», древнейшей русской летописи). Что же, история целого народа повернула на новую дорогу только из-за красоты одного-единственного храма? Нет, конечно, для принятия Русью православия было много разных причин. Но память народная сохранила именно эту причину — красоту. И с тех пор, как цветы, расцветали по Руси храмы, построенные по древнему завету: «как мера и красота скажут».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ