Без участия русских художников едва ли мыслим «Синий всадник», а художественная жизнь Парижа была бы не столь богата. Развитие русского экспрессионизма восходит к 1907 г., когда родилось объединение «Голубая роза», в выставке которого участвовали Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, братья Бурлюки. В том же году художники показали свои произведения на выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже. Их творчество развивалось в тесном контакте с западноевропейским искусством. Новое французское искусство, к примеру, стало известно после выставки фовистов 1907 г. в Москве, главным образом благодаря обширным коллекциям Морозова и Щукина.
С 1910 г. братья Бурлюки образуют группу футуристов. Однако русские художники (и это заметно по альманаху «Синий всадник») чувствовали себя связанными не взаимной зависимостью, а своеобразным избирательным сродством. Их экспрессивное творчество опиралось на народное искусство, древние церковные фрески, иконопись: все эти художественные формы Кандинский пропагандировал также в кругу «Синего всадника». Ларионов, в частности, заимствовал из народной живописи наивный лаконизм жеста и на этой основе создал примитивизм. Точки соприкосновения между футуризмом и кубизмом помогли Ларионову и Гончаровой открыть лучизм — технику, заключавшуюся в разложении предметов и персонажей на диаграммы, пучки цветовых лучей, что в конечном итоге вело к чисто абстрактным формам.