В 1905 г. заявляет о себе новое поколение. В Париже в Осеннем салоне были выставлены работы художников, объединившихся вокруг Анри Матисса. Публика была напугана мощной и вместе с тем схематичной манерой этих произведений, яркими красками, сопоставлением контрастных тонов. Среди полотен Матисса, Марке, Мангена, Камуэна, Ван Донгена, Фриеза, Пюи, Вламинка и Дерена экспонировался бюст ребенка, выполненный в традиционной манере. Критик Луи Воксель заметил по этому поводу: «Донателло среди диких зверей». Так родилась группа «диких» — фовистов (от фр. fauve — дикий зверь, хищник); вскоре у них появились последователи в других странах.
Кандинского и Явленского, среди прочих, эти события коснулись непосредственно, поскольку они показывали свои работы в тех же залах, что и французские живописцы, и ставили перед собой сходные задачи. В это же время в Дрездене возник кружок студентов-архитекторов под названием «Мост»; в своем творчестве его участники обращались к тем же образцам и источникам, что и фовисты, — к Ван Гогу, Гогену, Сера.
Молодое поколение объединял общий настрой: его не устраивала идея реальности в традиционном смысле и то, как она была воплощена в импрессионизме. Художники начали осознавать, что описание внешнего мира позволяет отразить реальность лишь в ограниченных пределах и лишает возможности проникнуть в суть вещей. Они понимали, что анализ впечатления, при всей его тонкости, или описание душевного состояния не могут выразить всю полноту бытия. «Я ищу прежде всего экспрессии. Экспрессия, как она мне представляется, отличается от страсти, которая накладывает отпечаток на выражение лица или, к примеру, на жест, становящийся порывистым; экспрессия же, что существенно, влияет на все построение изображаемого на полотне. Пространство, заполненное телами, пустота вокруг них, пропорции — все это становится значимым». Высказав это мнение, Матисс продолжает: «Благороднейшая функция цвета должна состоять в том, чтобы по мере возможности служить экспрессии». Значит, экспрессия подразумевает воплощение опыта, пережитого в глубине души, с помощью выбранных в данное мгновение красок. Предмет, мотив выступают в качестве повода для эмоции, которая, будучи основным компонентом реальности, должна войти в картину «без румян и прикрас». Таким образом, цель творчества заключается во взаимопроникновении внешней, чувственно воспринимаемой реальности и внутренней реальности переживаний художника, то есть в достижении «художественного синтеза», как говорил Кандинский.