Как возник клавесин?

0
3120

Как возник клавесинПианисты всегда были и остаются людьми «не от мира сего». Вместе со стремлением приобрести первоклассный европейский инструмент, они бережно хранят старые советские пианино «Сонет» или «Аккорд». Вместе с чистотой звука европейских пианино, они ценят и дополнительные возможности советских раритетов. В чем же секрет такого уважительного отношения к инструментам фабрики «Красный Октябрь»?

Все дело в конструкции, позволяющей извлекать звуки подобные клавесину, предшественнику пианино и роялей. Пианино «Аккорд» снабжено третьей педалью, которая располагается посредине. Именно при нажатии этой педали опускается специальная ткань с пришитыми язычками из металла. Это нехитрое приспособление позволяет извлекать похожие на клавесин звуки. На «Сонете» предусмотрен специальный модератор с язычками, при опускании которого происходит имитация клавесина.

Музыканты сожалеют о том, что настоящие клавесины не выпускаются промышленностью. Поэтому они вынуждены прибегать к таким уловкам, чтобы разнообразить репертуар или исполнить произведения известных композиторов, писавших музыку специально для клавесина.

По своей конструкции, клавесины относятся к клавишным струнным инструментам, звуки из которого извлекаются щипковым способом. Распространенное французское название «клавесин» не дает полного представления о сути инструмента. Более точно это передано итальянским языком – cembalo, или clavicembalo. То есть это по своей сути цимбалы с клавишами.
Вместе с точным описанием сути клавесина, итальянцам принадлежат и первые упоминания об инструменте. Впервые этот инструмент упомянут у Джованни Боккаччо, в бессмертном «Декамероне» в 1345 г. А первое известное изображение клавесина находится в алтаре Миндена и датируется 1425 г. Первое описание клавесина принадлежит перу Анри де Цволе в 1436 г.

Центром производства клавесинов была Венеция. К сожалению, из сохранившихся старинных образцов, самым старшим является образец XVI века. С созданием роялей и пианино, культура игры на клавесине угасла.

Новое дыхание клавесину вдохнул приближающийся ХХ век. Лондонский мастер А. Далмеч построил свой клавесин в 1896 г. Это послужило толчком для возобновления производства клавесинов в Европе и начала такого производства в Новом Свете. Началась эпоха эстетики современного клавесина. Бостонские мастера Ф. Хаббард и У. Дауд внесли огромный вклад в возрождение клавесина, они разыскивали чертежи, описания и образцы старинных клавесинов и копировали их с поразительной точностью.

Клавесинная музыка была объектом внимания многих композиторов средневековья, нового и новейшего времени. Можно назвать такие имена как Вольфганг Амадей Моцарт и Франсуа Куперен, Луи Маршан и Жан-Филипп Рамо, Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, Георг Фридрих Гендель и Доминико Скарлатти, Антонио Вивальди и Уильям Бёрд. Не обошел стороной клавесинную музыку и мэтр советской-российской музыки Микаэл Таривердиев.

Нельзя оставить без внимания и известных всему миру исполнителей клавесинной музыки, настоящих виртуозов – Ванда Ландовска и Густав Леонхардт, Ральф Кирпатрик и Роберт Хилл, Карл Рихтер и русские исполнители Андрей Волконский и Алексей Любимов.

Многие могут сказать, что клавесин безнадежно устарел, он не может конкурировать с современными инструментами и не ответит достойно на новые вызовы музыкальной культуры. Такие люди по-своему правы, но … они забывают о том, что клавесину нет дела до современности. Клавесин был и остается любимым инструментом настоящих музыкальных гурманов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ