Психологам часто приходится сталкиваться со сквернословием в своей практике. Сквернословие, как явление прочно вошло в повседневную жизнь людей. Бранные слова легче произносить и часто, при помощи бранных слов происходит связка слов. А иногда бранные слова являются основой речи человека.
У этого явления достаточно древние корни, которые восходят ко временам языческих богов, до принятия христианства в Х веке. С принятием христианства поклонение языческим богам не прекратилось. Православная церковь боролась с язычеством вплоть до середины XIX века. И, похоже, безуспешно. В начале 1990-х годов языческие ритуалы снова вошли в обиход. С ритуалами язычества с новой силой возобновилось употребление матерных выражений.
Нецензурная брань язычников напрямую связана с детородной функцией и направлена на проклятие этой сферы жизни врагов. Но не все так просто. Человек, который «кроет» своего недруга инфернальными словами (инфернальный – адский, вышедший из преисподней), не только насылает проклятье на своего оппонента, но и на себя. Порочный круг замыкается.
Бранные слова становятся второй натурой человека и ему все сложнее избавиться от них с течением времени. Доктора, которые имеют дело с патологиями речевого аппарата отмечают, что нецензурная брань у пациентов не вызывает трудностей с воспроизведением. Таким образом, установлено, что произношение бранных слов происходит вне речевых каналов воспроизведения.
Это еще одно доказательство теории о том, что сквернословие не естественно и является приобретенным патологическим состоянием. Даже в древнерусских летописях, сквернословие упоминается как поведение человека, одержимого бесами. Летописцы утверждают, что сквернослов не только призывает проклятье на врага и себя, но эти проклятия передаются следующим поколениям сквернослова.
Особенно опасно сквернословить в присутствии детей, так как они быстро усваивают инфернальную лексику, копируя своих родителей и посторонних людей. Если практика сквернословия считается нормальной в некоторых семьях, то не стоит удивляться, что дети быстро ее усваивают и применяют в бытовом общении. Такая «норма» выносится за пределы семьи и быстро усваивается во время общения ребенка-сквернослова с ровесниками.
Борьба со сквернословием проблематична и требует предельной концентрации, приложения усилий и ответственности. Человек, решивший избавиться от пагубной привычки, имеет право требовать от своего окружения не применять бранные слова. Без жалости ограничить круг общения со сквернословами. Без жалости потому, что окружение человека определяет его бытие.
Стоит просить помощи у своего духовного наставника, если вы причисляете себя к одной из христианских деноминаций. Церковь имеет многовековой опыт борьбы с инфернальными явлениями. В случае если человек далек от религии, ему стоит обратиться к психологу, который в состоянии дать квалифицированную помощь.