Escape from the Planet of the Apes – третья часть франишы о планете обезьян, основанной на произведениях Пьера Буля. Вышедший в 1971 году, фильм бы снят Доном Тейлором по сценарию Пола Дена. В главных ролях снялись Родди Макдоуолл, Ким Хантер, Бредфорд Дилманн и Рикардо Монталибан.
Третья часто получилась очень неожиданной, особенно учитывая апокалиптический финал второй части, не оставивший, кажется, ни малейшей надежды на продолжение. Но студия Fox не могла убить курицу, несущую золотые яйца, и поручила Полу Дену создать историю, которую бы не только можно было считать продолжением предыдущих частей, но и которая бы позволила вернуть знакомые лица. Как и предыдущие картины, фильм старался рассказать о многих социальных проблемах, среди которых эксперименты на животных, ядерная война и вмешательство правительства в науку.
Решение студии продолжить франшизу вызвало множество вопросов. Казалось, что серая была закончена, но сценаристу предыдущей части Полу Дену было поручено вернуть обезьян к жизни. Автор ловко выкрутился из невозможной задачи, написав сюжет о том, как несколько обезьян смогли спастись от уничтожения Земли в конце третьей части, починив корабль астронавтов, и отправившись в прошлое. Идея была хороша по многим причинам: стоимость съёмок существенно сократилась, поскольку в фильме принимало участие лишь два человека в костюмах, а общее настроение из пост-апокалиптического можно было перевести в сатирическое, а чём помог сам Буль, добавивший традиционной сатиры от себя.
Сюжет фильма рассказывает о том, как на современной Земле приняли пару разумных обезьян Зиру и Корнелиуса, которых мы видели в предыдущих частях. Фильм заметно отличался по тону от предыдущих, уменьшив градус мрачности и добавив юмора. По задумке создателей, так мы увидим не только то, как человечество приняло мысль о разумных обезьянах, но и узнаем, как, собственно, обезьяны пришли на смену человечеству. Впрочем, в деталях увидеть это событие мы смогли только в четвёртой части.
Фильм можно назвать и сатирой, и лёгкой комедией, и драмой, и даже трагедией. Настроение меняется по мере самого фильма, а авторы тщательно пытались показать, что в мире людей обезьяны могут спокойно казаться человечнее большинства. По сути, нам показали перевёрнутый мир первой части, только теперь в роли подопытных обезьяны, а не Тэйлор из первой части.
Escape from the Planet of the Apes – последняя картина, не пытающаяся стать откровенным боевиком, в отличии от последующих двух частей. Многие критики и зрители считают, что если уж на второй части не удалось поставить точку, таковой должна была стать третья. Но и этого не случилось. Четвёртая часть обещала зрителям рассказать, как же всё-таки обезьяны получили свободу от людей – и никакое сетование на жадный Голливуд не отменило тот факт, что на фильм вновь все повалили толпой.