Со школьной скамьи мы знаем, что в любом алгебраическом уравнении неизвестное обозначается символом «Х» (икс). Скорее всего, по этой же причине, все загадочное имеет аналогичное обозначение. К примеру, те же рентгеновские лучи были названы «икс – лучами», то есть, неизвестными, значение которых требовалось определить.
И все — таки, почему предпочтение было отдано именно этому символу? Чем он лучше всех остальных?
Ответ на этот вопрос лежит в истоках создания алгебры, которая, своим появлением, обязана арабскому математику Аль- Хваризми, жившему на Земле в девятом веке. Слово алгебра, на арабском, читается как «аль – джебр», и дословно переводится на русский язык, как уравнение. Именно так этот популярный раздел математики стал называться с легкой руки итальянского ученого Бомбелли.
Произошло это в далеком 1572 году. В то время математические уравнения записывались словами. Буквенные обозначения при этом не использовались. Их стали применять лишь спустя 20 лет. Первым, с такой инициативой, выступил французский математик Виет. Он предложил обозначать известные величины согласными литерами, а неизвестные – гласными. Те обозначения, которые используются в алгебре сегодня, стали применять лишь в семнадцатом веке. Это произошло по инициативе французского математика Декарта, которому принадлежит первенство в создании аналитической геометрии. При этом за основу была взята арабская математическая наука, в которой неизвестное обозначалось словом «шей», что переводится на русский язык, как «нечто». Ну а если обратиться к арабскому словарю, то первая буква этого слова звучит, как «шэ».
Испанские математики решили этот вопрос по – своему. Для обозначения неизвестной величины они стали использовать литеру «Х» латинского алфавита, которая, на испанском языке, читалась как «шэ». Именно этот символ и закрепился в геометрии Декарта. Ну а иксом его стали называть французы. Вот так и получилось, что благодаря Рене Декарту, все постоянные величины в математике стали обозначать буквами А, В, С, а переменные- Х, Y, Z.