Последние крестовые походы

0
1465

В XIII веке было организовано еще четыре крестовых похода, но ни один из них не шел в сравнение с первыми четырьмя. За каждым из этих походов стоял, как правило, кто-то один из европейских правителей, а армии, отправлявшиеся на Восток, были гораздо малочисленнее прежних.

Так, в 1217 году начался пятый крестовый поход, участники которого вознамерились очистить от мусульман Египет, то есть выполнить задачу, оставшуюся со времен четвертого похода. Возглавили поход король Иерусалимский и король Андрей II Венгерский. Этот поход продолжался четыре года, и закончился ничем. После начального периода успешных военных действий в Палестине и захвата некоторых египетских территорий, крестоносное войско начали преследовать неудачи. В 1221 году крестоносцы были вынуждены вернуться в Европу, так и не удержавшись на египетских землях.

Семь лет спустя, германский король Фридрих II, внук Фридриха Барбароссы, бесславно погибшего во время третьего крестового похода, решил довершить начатое дедом, и собрал войско для шестого крестового похода. Удача улыбнулась ему, и в 1229 году Иерусалим, а с ним еще несколько городов Святой земли, перешли в руки христиан. Однако закрепить успех европейцам было не дано. Пятнадцать лет спустя, в 1244 году, турки вновь отбили Иерусалим, на этот раз окончательно. Ни разу потом крестоносцам не удавалось захватить Святую землю.

В середине XIII века французский король Людовик IX повел военные действия под флагом крестовых походов в Северной Африке. Он организовал два похода, оба крайне неудачные. Во время первого из них король попал в плен к туркам, а во время второго умер от чумы, поразившей лагерь крестоносцев в Тунисе. Эти два похода, седьмой и восьмой, стали последними в истории крестоносного движения. После этого европейцы только теряли позиции, завоеванные ранее. Малоазиатские и палестинские земли перешли к туркам, и последним оплотом государственности крестоносцев оставался до середины XV века Кипр, перешедший затем под контроль Венеции.

Учителю и ученику
История крестовых походов была бы неполной без упоминания одного трагического эпизода. В 1212 году был организован так называемый «крестовый поход детей». Его инициаторами и участниками действительно выступили французские и германские дети. Одному пастушку было божественное видение, и он провозгласил: «Чего не добились отягощенные грехами взрослые, добьются безгрешные дети». Целью крестового похода детей, разумеется, было освобождение Иерусалима от «неверных». Несколько тысяч детей из семей крестьян и горожан собрались в этот поход. Часть их умерла еще по дороге, но остальные добрались до Марселя. Там нашелся купец, согласившийся доставить детей-крестоносцев в Палестину на своем корабле. Однако вместо Палестины он привел судно в Александрию, где и продал всех детей на невольничьем рынке.

Но крестовые походы не прошли бесследно для христианского мира. Почти двухсотлетняя история противостояния христианского Запада и мусульманского Востока оставила глубочайший след в европейской политической и культурной жизни, наложила отпечаток на менталитет Средневековья.

В первую очередь, крестовые походы открыли европейцам другие страны. Вплоть до конца Раннего Средневековья христианский мир сознательно отгораживался от «внешнего мира», и нехристианские страны представлялись европейцам сплошь населенными нелюдями и чудовищами. География же базировалась прежде всего на Библии, на ветхозаветных описаниях ближневосточных земель.

Культура Востока, о которой ранее европейцы имели представление лишь по ограниченному числу предметов роскоши, привезенных купцами, теперь предстала перед ними во всем своем блеске. Крестоносцев, привыкших к суровым, бедным условиям жизни в Европе, поражала пышность восточных городов, дешевизна продуктов. Материальная культура, от которой так долго отвращал свой взор человек европейского Средневековья, властно вошла в его жизнь.

Это касалось не только духовной жизни. Благодаря контактам с Востоком европейцы познакомились с новыми приемами обработки металлов, в том числе с ювелирным ремеслом, с давних времен превосходно развитым на Востоке. Европейские ремесленники освоили производство дорогих тканей, которые прежде поступали только через купцов. Арабская медицина, основанная на многовековой греческой фармакологии и обогащенная восточными рецептами, оказала влияние на развитие медицины европейской.

Большое влияние оказал Восток и на развитие сельского хозяйства средневекового Запада. Во-первых, крестоносцы привезли новые сельскохозяйственные культуры. Греча, рис, шафран вошли в обиход европейских крестьянских хозяйств. К тому же, за время крестовых походов в самой Европе сельское хозяйство начало развиваться несколько более свободно. Крестьяне, от которых феодалы требовали преимущественно денежную ренту, а не продуктовый оброк, стали гораздо более самостоятельны, и сеяли не только то, что от них требовалось. Некоторые участники крестовых походов (в том числе и рыцари), вернувшись из похода на родину, сами начинали заниматься сельским хозяйством, наученные восточным опытом.

Учителю и ученику
Следы влияния Востока на сельское хозяйство европейского Запада сохранились по настоящее время, и обнаруживаются в довольно неожиданных местах. Некоторые европейские языки сохранили названия сельскохозяйственных культур, привезенных из мусульманского мира, с указанием «происхождения». В итальянском языке, например, греча и сегодня называется «сарацинским зерном».
Другой пример – сахар, употребление которого также пришло с Востока. Во всех без исключения европейских языках, в том числе и в русском, слово «сахар» происходит от арабского названия этого продукта. Наиболее явно «продуктовые» заимствования видны в испанском языке. Испания дольше других стран находилась в тесном контакте с мусульманским миром, и форма некоторых испанских слов сохранила с минимальными изменениями арабские корни. Испанское “azucar” (сахар) и другие слова сохранили в слегка усеченном виде арабский артикль “al”.

Благодаря Востоку в жизни европейцев произошло событие, достойное называться «культурной революцией». Европа начала мыться. Жители христианского Запада уделяли очень мало внимания личной гигиене, заботясь более о чистоте духа, чем о чистоте тела. Но под влиянием восточных нравов в обиход крестоносцев вошли бани, ванны с горячей водой, почти неизвестные в христианском мире. Подражая богатству и роскоши восточных вельмож, рыцари, жившие на Востоке, начали более тщательно следить за собой. Вряд ли причиной тому была лишь практическая необходимость мыться в жарком климате – ведь те же тамплиеры даже во время походов подолгу не мылись, умерщвляя плоть. Скорее всего, дело было именно в следовании моде, поскольку Восток после крестовых походов стал моден на Западе.

Через арабский мир в Европу попала утонченная индийская игра – шахматы. В XIII – XIV веках постоянным сюжетом в светском поэтическом и художественном творчестве стала пара, рыцарь и его дама, играющие в шахматы за изящным столиком. Эта игра, требующая немалого ума, была не только изысканной забавой. Умение хорошо играть в шахматы служило неплохой характеристикой для правителя, поскольку шахматы развивали тактическое и стратегическое мышление, важные как для полководца, так и для политика.

Несмотря на то, что в политическом плане крестовые походы по большому счету мало что дали европейским правителям и Риму, их заслуга в развитии экономики Европы очевидна. Благодаря крестовым походам европейские купцы освоили новые торговые пути, на которых прежде безраздельно хозяйничали арабы и византийцы. Генуя и Венеция, две вечных соперницы, именно благодаря крестовым походам многократно умножили свое богатство. С конца XIII века одним из важнейших элементов торговой деятельности Западной Европы стала так называемая «левантийская» торговля. Это было основное направление, по которому теперь в Европу поступали восточные товары. Контролировали этот путь сами европейцы, не зависевшие более от Византии. В Восточном Средиземноморье венецианцы и генуэзцы, первопроходцы восточной торговли, основали множество купеческих поселений – факторий.

Главным же благодеянием, которое Восток оказал средневековой Европе, стало проникновение в культуру христианского мира давно забытой античной (точнее сказать, греческой) культуры. Мир западного христианства, возникший на развалинах римского мира и разговаривавший в течение нескольких веков на безнадежно исковерканной латыни, впоследствии трансформировавшейся в основные европейские языки, из всего античного наследия знал главным образом римское, да и то в испорченном с сильно сокращенном виде. Носителями античной культуры в средние века выступали люди церкви – монахи и священники, обязанные знать латынь. Знатоков же греческого языка в Европе попросту не было, а контакты с Византией носили преимущественно торговый характер.

Богатейшая греческая культурная и научная традиция сохранились главным образом в землях, принадлежавших Византии, там, где в римскую эпоху цвела эллинистическая культура. Когда в Малую Азию и на Ближний Восток пришли арабы, они восприняли обширное наследие греческих философов и ученых. Труды Аристотеля и Платона, Гиппократа и многих других выдающихся греков были переведены на арабский язык. Эти переводы в XII – XIII веках попали в Европу. Многим просвещенным европейцам к этому времени были уже тесны рамки «христианской науки», главной дисциплиной которой по-прежнему было богословие. Научные труды по механике, медицине, написанные арабскими учеными на основе трудов древних греков, пробудили в европейцах интерес и к первоисточникам. Европейское Возрождение, эпоха невиданного расцвета светской культуры и науки, многим обязано именно арабам. Начиная с XIV века, итальянские, французские, английские ученые занимались поиском греческих рукописей, переводов книг греческих мудрецов, осваивали греческий и переводили эти книги на более близкую и привычную для европейцев латынь.

Как ни парадоксально, но даже христианство кое-что позаимствовало у столь враждебного ему ислама. Две религии были во многом схожи, причем не только с точки зрения догматов веры. И в исламе, и в христианстве важную часть духовного опыта составляла мистика, всевозможные видения и божественные откровения. Многие современные историки считают, что жанр «видения», широко распространенный в арабской литературе, оказал большое влияние на подобную литературу на Западе. В частности, «Божественная Комедия» Данте имеет довольно много схожих мест с произведениями арабских авторов.

Многочисленные мистические учения Востока, наряду со способами искусственной стимуляции (наркотические препараты, в первую очередь гашиш) тоже были привезены в Европу крестоносцами, усмотревшими в этом поначалу оригинальную забаву. Тема влияния восточных мистических учений на всевозможные тайные общества, история которых в Европе идет со времен тамплиеров, слишком запутанна и дает много материала для бездоказательных умствований. Вряд ли имеет смысл всерьез разбирать ее, хотя несомненна, например, связь некоторых европейских ересей (катаров и богомилов) с восточной мистической традицией.

Эпоха крестовых походов стала переломной в европейской истории. Крайне консервативный христианский мир нехотя, но все же приспосабливался к новым условиям жизни. Но даже перемены были в первую очередь переменами в духовной сфере. «Сокровища небесные», собранные европейской культурой за долгие века отрицания плоти и превознесения духа, требовали выхода наружу. Средневековый человек начал осознавать сам себя, и стремился самореализоваться. Крестовые походы стали, по сути, первым «выходом в свет» европейской цивилизации. В этих походах столкнулись не государства, даже не столько две религии – столкнулись две на первый взгляд совершенно разные, но во многом близкие культуры. Христиане долгое время не замечали ничего, что находилось за пределами их Ойкумены, окруженной лесами и морями – монастыря в мире. Теперь для них настала пора узнать, что и за монастырскими стенами живут люди.

Интересные сведения:

  • Фактория – небольшое поселение за пределами христианского мира, служившее в первую очередь перевалочной и складской базой и торговым центром для заморских товаров.
  • Катары (от греч. katharos – чистый) – западноевропейская ересь XI – XIII вв. Катары проповедовали аскетизм, отрицали все мирское, в том числе и церковь с ее обрядами.
  • Богомилы – еретическое движение на Балканах в XI – XVII вв. названа по имени основателя – попа Богомила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ