По росписному списку 1707 г., в Белом городе насчитывалось 10 жилых дворов. По размерам они были такими же, как в Кремле. Дворы более крупного размера принадлежали только наиболее знатным астраханским дворянам. Такой двор, с большим садом, имел, например, стольник князь Михаил Заманов. Внутри огороженных заборами дворов было тесно, так как во многих дворах строили по 2 и даже по 3 избы, бани, погреба, конюшни, коровники, а иногда ремесленные мастерские. Сооружали дома из «сплавного леса», из «лодейного дерева», бревенчатые, тесовые, но имелись и земляные. Улицы Белого города, по свидетельству де Бруина, были «довольно тесны, хотя и удобны для сообщения в сухую погоду», но «совершенно непроходимы в дождливое время».
В 30-х гг. XVII в. в Белом городе были размещены конные стрельцы. Значительное число их дворов сохранилось там и в начале XVIII в. Слободы стрельцов располагались главным образом между Решетчатыми и Мочаговскими воротами. У Косых ворот была основанная в 70-х гг. XVII в. слобода рыбных ловцов, приписанных к государственным рыбным промыслам. Однако в 80-х гг. XVII — начале XVIII в. слободы не сохранили своей целостности. Например, рядом с двором конного стрельца Максимова лежали дворы подьячего Г. Григорьева и пешего стрельца Г. Кузьмина с двором конного стрельца А. Щербака соседствовал двор садовника А. Тихонова. Двор конного стрельца С. Ярославца находился между дворами попа Полиекта и просвирни А. Тихоновой. Часто из-за продажи половины двора его делили между двумя владельцами. По половине двора имели конный стрелец И. Кузьмин, посадский человек Л. Федоров, пеший стрелец Осип Симбирянин и др. Во многих дворах имелись не только соседи, но и «подсоседники». По купчим крепостям 1707—1710 гг. удалось выявить 421 дворовладельца Белого города, среди которых встречались представители тех же сословий, что и дворовладельцы в Кремле.
Земляной город примыкал к Кремлю у Крымской башни, а затем загибаясь в южном направлении, шел до реки Кривуши и по ней до протока Кутума, по которому поворачивал к северу и примыкал к стенам Белого города, у его северо-восточной угловой башни. Вокруг Земляного города был насыпан земляной вал, на котором стояли деревянные стены с 5 глухими сторожевыми башнями и 9 воротами. «Трухменские» и Мечетные ворота выходили к Волге, Святые и Арбузные — вели в южную степь, а Садовые, Уржумские, Старомочаговские, Архангельские и Водяные ворота выходили к Кутуму. Глухие башни чередовались неравномерно и были сосредоточены в стене, выходившей в степь, откуда город подвергался наибольшей опасности набегов. Общая протяженность стен Земляного города равнялась 2070,5 сажени.