Из купчих, составлявшихся при продаже садов в 1707—1710 гг. видно, что в них почти всегда были жилые избы и различные надворные постройки. О числе дворов в садах за Кутумом и другими протоками сводных данных найти не удалось. Но по некоторым сведениям можно установить, что их было несколько десятков. Так, в 1702 г., когда в Астрахани проводилась проверка прав владения на разную недвижимую собственность, лица, не имевшие оформленных в приказной палате документов на землю, должны были давать показания. Удалось найти 40 сказок о расположенных за Кутумом садах и огородах. У большинства владельцев документы были, поэтому общее число дворовладельцев в садах за Кутумом было больше. Известно также, что в 1702 г. между Кривушей и Кутумом имелась приходская церковь Ильи Пророка.
Сады, лежавшие на левом берегу Кутума, на Ивановском бугре, близко подходили к загородному мужскому Иоанно-Предтеченскому монастырю, носившему в просторечии название Ивановского. Он был основан в .89 г. между Кутумом и Луковкой. Ивановский, как и другие монастыри, состоял из церковных, жилых и хозяйственных построек, окруженных каменной стеной. Около монастыря имелась небольшая слободка. Недалеко от монастыря, на Луковке, которая тогда была быстрой, многоводной и достаточно глубокой, местные плотники строили по заказам купцов и промышленников торговые и промысловые речные суда. К югу от Ивановского монастыря, в излучине Кутума, находилась небольшая Емгурчеева слобода, названная по имени влиятельного ногайского мурзы Емгурчея4. При описании Астрахани де Бруин упоминает также лежащую за пределами Земляного города слободу «Болду», которая находилась, по его словам, «насупротив города», за Кутумом, севернее Луковки, и шла в направлении волжского протока Болды. В конце 1707 г. там были частично размещены солдаты Казанского полка, а позднее выстроена церковь Казанской богоматери, по имени которой слобода стала называться Казанской.
Частью города был, по существу, и Калмыцкий базар, находившийся против Кремля, на противоположном берегу Волги, так как торговые шалаши, полки и лавки принадлежали астраханцам. Особенностью этого базара была «конская площадка», где продавали лошадей и скот.
Органической частью Астрахани была и Караузякская пристань, расположенная севернее Кремля, недалеко от протока Царевой, где производили учет добытой на соляных озерах соли и взыскивали соляные пошлины.