Аллоды и феоды

0
3886

Первые серьезные изменения в структуре сельского хозяйства Западной Европы произошли во Франкском государстве в эпоху Меровингов. Король Хлодвиг, впервые значительно расширивший границы владений франков, практиковал раздачу земель всем воинам, участвовавшим в походах. Земля впервые попала в частную, а не в родовую собственность. Именно тогда в европейской экономике появилось понятие аллода. Аллодом назывался земельный участок, находящийся в полной собственности владельца. Землю можно было дарить, продавать, обменивать и завещать. Из аллодов выросло все сельское хозяйство феодального Запада. Они сформировали свободное крестьянство, благодаря которому земледелие понемногу стало выходить из кризиса, начавшегося еще до Великого переселения народов.

Введение аллодиального землевладения свидетельствовало о серьезных переменах во всем франкском обществе. Как и все германские народы, франки имели родоплеменные устои. Пахотные земли, на которых проживала община, всегда были общественной собственностью. Каждая семья или род, имевшая собственный участок, обладала всеми правами на собранный урожай, но ни в коем случае не на землю. Однако по мере развития франкского общества, по мере укрепления королевской власти в ущерб власти общинных старейшин, старые родовые связи начали разрушаться. Рядовые общинники предпочитали вести собственное хозяйство, быть независимыми от громадной семьи. Из них и начало формироваться франкское крестьянство – лично свободные люди, обладающие и орудиями труда, и всеми правами на землю, которую обрабатывали.

В экономическом плане распад рода, выделение индивидуальных земледельцев-аллодистов были, безусловно, положительным изменением, особенно поначалу. Но с другой стороны, отныне все долги, которые совершал землевладелец, он обязан был выплачивать самостоятельно, без поддержки рода. Мелкие аллоды постепенно переходили в руки богачей и знати, забиравших землю – главное богатство в Средние века – у должников.

Аллоды, бенефициальные земли и общинные владения во Франкском государстве не шли ни в какое сравнение с громадными территориями, принадлежавшими королям и католической церкви. После каждого удачного завоевательного похода церковь получала от короля в дар обширные земли. Землями владели также монастырские общины. Разумеется, в условиях низкого уровня развития сельскохозяйственного инвентаря и скудости почв, у мелкого землевладельца было меньше шансов сохранить свое хозяйство, чем у монастыря, свободного от налогов. И понемногу аллодиальные участки местных крестьян вливались в монастырские владения. При Меровингах была введена также практика патроната, когда крестьянин поступал к крупному землевладельцу из знати под покровительство, передавая тому свой участок. Церковь также охотно принимала мелких землевладельцев под свою опеку. Как правило, в этом случае крестьянин отдавал церкви свой аллод, а взамен получал в пожизненное владение прекарий – несколько более крупный участок, за который был к тому же обязан отрабатывать ежегодную барщину или выплачивать оброк. Началось повсеместное закрепощение крестьянства. К началу Х века в Европе почти не осталось аллодов как таковых. Их вытеснили феоды – новая форма собственности на землю, обязанная своим возникновением новой, вассально-сеньориальной иерархии отношений средневекового общества.

Закрепощение крестьян, насильное «прикрепление» их к обрабатываемой земле, особенно быстро происходило во Франкском королевстве. Карл Мартелл, первым отменивший наследственный принцип пожалования земель дружинникам и знати, ввел систему бенефициев, при которой земля давалась в пожизненную собственность, а после смерти держателя или в случае нарушения им клятвы верности возвращалась в королевскую казну.

Такая политика имела далеко идущие последствия и в экономическом, и в общественном плане. Профессиональные воины из королевской дружины становились фактически единственными держателями сколько-нибудь значительных земельных наделов. Простые общинники превратились из воинов в крестьян. Поскольку король раздавал в бенефиции земли, населенные и обрабатываемые крестьянами, эти крестьяне попадали в зависимость от рыцаря, получившего землю.

Вассально-сеньориальные отношения между королем и его воинами предусматривали распространение власти сеньора исключительно на вассала, а не на тех, кто этому вассалу подчиняется. Поэтому крестьяне в бенефициарных землях перешли под власть королевских вассалов. На первых порах система бенефициев играла положительную для короля роль, поскольку укрепляла военную мощь франкского государства. Но с течением времени вассалы короля, владельцы крупных бенефициев, стали серьезной силой. Уже к Х веку бенефиции стали переходить по наследству. Это было началом развития системы феодов.

Что такое феод? Что означает этот термин, давший имя всей экономической системе этого исторического периода? Если говорить коротко, то феод (он же лен) – это земельный надел, полученный знатным человеком от его господина и принадлежащий ему на правах наследственной собственности. Передача феода по наследству – главное его отличие от бенефиция.

Размер феода мог быть каким угодно – от одного поместья до целого королевства, дарованного императором своему вассалу. Феодом могли обладать только знатные люди. Сеньор выделял своему вассалу феод не для того, чтобы тот занимался сельским хозяйством, а затем, чтобы он нес военную службу. Иными словами, «повинность», обязанность вассала перед сеньором была воинской, а ни в коем случае не крестьянской. Очевидно, что феод – владение, предназначенное для человека «благородных», воинских занятий.

Существовала и еще одна основополагающая характеристика феода как формы собственности. Если аллод, широко распространенный в предшествующий период, в эпоху формирования средневекового общества, и практически исчезнувший из хозяйственной системы Западной Европы к X – XI веку, являлся безусловной личной и независимой собственностью, то феод (как и его владелец, феодал) находился в вассальной зависимости от сеньора.

Введение королевских бенефициев имело целью сплотить государство. Установление системы феодов, напротив, вело к его дроблению. Крупный феодал-землевладелец, являясь вассалом по отношению к королю, раздавал часть земель феода своим подданным. Они оказывались связаны клятвой вассальной верности только с ним, но ни в коем случае не с королем. Знаменитый принцип феодализма гласил: «Вассал моего вассала – не мой вассал». По вертикали сеньориально-вассальных отношений могло возникать сколько угодно сеньоров и вассалов (естественно, до некоего логического предела, с учетом воинских обязанностей вассала, который должен был приводить с собой по требованию сеньора вооруженный отряд). Так или иначе, феоды оставались уделом исключительно знати – как крупной, так и мелкой.

Интересные сведения:

Феод (нем. «лен», фр. «фьеф», англ. «фи») – земельное владение или фиксированный доход, пожалованный сеньором во владение под условием несения вассалом феодальных служб (военной и придворной) и дополнительных платежей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ