Варварские народы

1
1816
Варварские народы

Варварские народыВарвары, пришедшие в Империю или обитавшие у ее границ, вовсе не были дикими и неразвитыми народами, какими их рисовали римские историки. Германские племена, основные соседи Рима, в I – II веках вели преимущественно кочевой образ жизни. Их главным занятием было скотоводство. Впрочем, ко II веку и скотоводство приобрело более оседлый характер. Крупные стада домашнего скота считались признаком богатства их владельца, главным критерием состоятельности гермаснкой семьи и всей общины.

Но германцы еще в конце I тысячелетия до н.э., до того, как похолодание в Северной Европе заставило многих из них сняться с мест, вели и земледельческое хозяйство. Техника обработки земли, разумеется, была далека от той, которую использовало развитое римское хозяйство. Но, вопреки утверждениям рисмких историков, германцы не всегда покидали на произвол судьбы поля после двух-трех лет обработки. Земельные участки, принадлежавшие отдельным семьям (а не всему племени), огораживались каменными стенами, что говорит о достаточно устоявшейся земледельческой системе. Германские народы сеяли разнообразные злаковые культуры, лен и бобы.

Каждая община селилась отдельной деревней. «Ячейкой» общества у древних германцев была семья, совместно владевшая всем имуществом, в том числе и деревянным домом. Возле дома располагался земельный участок. Под одной крышей с жилыми помещениями находились загоны для скота и продуктовые хранилища. Поселившись на какой-нибудь территории, община старалась удерживать и расширять свои владения, а не бросать их по мере истощения почв и пастбищ.

Община обеспечивала себя всем необходимым: продукты, одежда, инструменты, утварь и оружие изготавливались самими членами общины. Становление ремесел у германцев произошло примерно в III веке, хотя еще раньше они умели делать превосходную глиняную посуду, освоили ткачество и красильное дело. Тогда же германцы понемногу начали осваивать добычу и обработку железа.

Отдельной статьей хозяйственной жизни варварских племен была охота и рыбная ловля. Лес обеспечивал племя мясом и шкурами, море давало рыбу. К тому же, в богатых лесом краях дерево естественным образом стало основным строительным материалом. Некоторые приморские племена, обитавшие по берегам Балтийского моря, уже в начале I тысячелетия н.э. добывали янтарь.

В III – V веках в хозяйственной жизни варваров намечается явный прогресс. Римская цивилизация оказала на новых соседей существенное влияние: германцы расширили ассортимент сельскохозяйственных инструментов, научились более прогрессивным методам обработки почвы. Благодаря взаимодействию с Римом германские племена начали сеять неизвестные ранее культуры. К прямым заимствованиям из сельскохозяйственной практики Римской империи следует отнести появление в хозяйстве германцев садов и виноградников. Виноградарство распространилось далеко на восток варварского мира, вплоть до Рейна и Майна, исконных германских земель.

В этот же период начинается быстрое развитие ремесленных производств и специализация ремесел. В первую очередь это относится к металлам. В обработке железа, бронзы, серебра и золота варвары очень быстро поднялись на уровень, сопоставимый с римским. Железо, хотя и было дорогим сырьем, шло не только на изготовление оружия, но и на производство сельскохозяйственных инструментов. Ювелирные изделия варварских мастеров, не уступавшие римским по качеству, были изготовлены в совершенно иной стилистике, определившей развитие искусства Раннего Средневековья. В орнаментах и росписях древних германцев преобладали изображения животных, из-за чего этот стиль получил в искусствоведении название «звериного».

В III – V веках среди германских народов распространяется письменность на основе рун. Рунические надписи в эту эпоху появляются на надгробиях, украшают оружие, предметы из дерева и металла. Письменность носила сакральный характер, ей владели только жрецы.

К концу римской эпохи варварские народы существенно продвинулись вперед в общественном развитии. В это время у большинства германских народов появились записанные законы – своды правил, регулировавших жизнь общины (так называемые «правды»). Общинно-родовой уклад по-прежнему оставался основой жизни германцев. Члены рода несли общую ответственность за поступки своих родственников, владели общим имуществом.

В то же время, под воздействием внутренних факторов и не без влияния римского общественного устройства, варварское общество понемногу начало расслаиваться. Главной фигурой был вождь или король, которому принадлежала значительная часть завоеванных племенем земель. Внутри общины выделялась знать, состоявшая из представителей самых богатых и влиятельных родов, а также из воинов. Наряду со свободными членами общины, составлявшими большинство племени, в общине уже были полусвободные, а также рабы из числа военнопленных или рабов, захваченных в римских хозяйствах.

К концу III века германцы начали объединяться в племенные союзы, власть в которых принадлежала вождю одного из племен, герцогу. В отличие от межплеменных объединений I в. до н.э., новые союзы отличались прочностью. Из них впоследствии образовались основные германские народности, такие как франки, бавары, алеманы.

Темные века
Варварские народы, столкнувшиеся с римской культурой, в III – V веках находились на общинном уровне развития общества. Знакомство с более сложной системой общественных отношений, какую представлял собой античный мир, способствовало переходу их на новую ступень общественного развития. С другой стороны, и в римском мире, вступившем в эпоху упадка, под влиянием варваров ускорился распад рабовладельческого строя.

Ситуация с земельными хозяйствами в эпоху Великого переселения народов складывалась следующим образом. Варвары, захватывая римские провинции, перераспределяли земли, отнимая у богатых римлян-латифундистов значительную часть, если не все угодья. Крупные латифундии и усадьбы поначалу практически утратили свое значение, их место заняли мелкие и средние хозяйства, принадлежащие земледельцам-собственникам. Свободный земледелец, прежде варвар-скотовод, а теперь оседлый крестьянин, стал главной фигурой экономической жизни Европы.

Однако перераспределение земель происходило отнюдь не по принципам всеобщего равенства. Родовая знать германских племен, вожди дружин и их приближенные брали себе гораздо более крупные наделы. Земля, которую вождь давал знатным дружинникам, переходила в их наследственную собственность. Мало-помалу рядовые общинники попадали в земельную зависимость от знати. Оставаясь лично свободными, обладая собственными орудиями труда, они по своему положению все больше приближались к колонам.

Колоны же, а вместе с ними и рабы, наоборот, в это время почти сравнялись в правах со свободными людьми. Хозяева нередко давали рабу земельный надел, за использование которого он отдавал часть урожая или платил хозяину оговоренную сумму. Все, что оставалось, принадлежало земледельцу. И рабы, и колоны обладали личным имуществом и собственными орудиями труда.

Таким образом, западноевропейское крестьянство складывалось из самых разных категорий людей – от римских рабов и вольноотпущенников до лично свободных земледельцев-германцев. Что касается крупных земельных собственников, в их число входила и германская родовая знать (начиная с вождей и королей), и знать церковная (католическая церковь издавна была самым крупным землевладельцем в Западной Европе), и представители римской знати, сумевшие сохранить свои общественные позиции.

Наиболее обширный материал для изучения оставили нам народы Франкского государства. Тексты их законодательств – «Салической правды», «Баварской правды» и других – позволяют составить довольно полную картину сельского хозяйства франков.

Основным занятием франков, как и прочих германских народов, было земледелие. Вопреки утверждениям римских историков, впервые столкнувшихся с германцами, франки не были кочевниками. Они владели строго определенными землями, принадлежавшими всей общине. Каждая из семей-родов, входивших в состав общины, имела в своем распоряжении земельные наделы, которые члены рода обрабатывали совместно. Урожай, собранный с надела, принадлежал семье, но сама земля оставалась в общинной собственности. Во франкском земледелии была широко распространена так называемая чересполосица – система деления пахотных земель, при которой поле «нарезается» на узкие полосы, каждая из которых принадлежит одному роду. Род мог иметь в своем распоряжении не одну, и даже не две полосы, но располагались они достаточно далеко одна от другой, не образуя единого участка.

Интересные сведения:

  • Рейн – река в Западной Европе. Длина 1320 км. Впадает в Северное море.
  • Майн – самый длинный правый приток Рейна. Его длина ок.  524 км.
  • Руны – знаки древнегерманского алфавита, часто использовавшиеся для сакральных надписей.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Древнее славянское слово варвар значит — перекрёсток путей (распутье), не человек. Также слово варяг значит — лесной путь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ