Арабский мир. Возникновение ислама

0
2508

Христианская цивилизация унаследовала от античного мира идею «ойкумены», обитаемого мира, применительно прежде всего к себе самой. Жители христианского мира относили к полноценным людям лишь те народы, которые озарил свет истинной веры. Язычники же (нередко соседи или близкие по крови племена), считались едва ли не животными, не ведающими благодати христианства. В эту категорию попадали и народы Востока, в том числе и те, кто вообще мало контактировал с христианским миром. На протяжении нескольких веков христианство было самой агрессивной религией, стремящейся максимально расширить свой ареал. Лишь на рубеже VI – VII веков у него появился достойный соперник – мусульманская религия, зародившаяся на Ближнем Востоке, в Аравии.

Аравийский полуостров представляет собой сплошную огромную полупустыню со множеством сухих степей. Важных природных ресурсов здесь найдено не было, и многочисленные завоеватели и основатели царств не особенно интересовались этой страной. Безводные плоскогорья, непригодные для земледелия, вынуждали обитателей Аравии к занятиям скотоводством. Основу населения полуострова составляли небольшие племена кочевников-бедуинов, перегонявшие с одного пастбища на другое стада неприхотливых коз, овец и верблюдов. Единственным земледельческим регионом (если не считать мелких оазисов в пустыне) был юго-запад Аравии, территория современного Йемена.

Арабское общество было основано на родовом строе. Единого государства не существовало: каждое племя, каждый крупный род жили по собственным законам, подчиняясь только своему шейху. Рабовладение было распространено поначалу лишь в земледельческих регионах, но со временем стало проникать и в кочевые общины.

Основной ценностью Аравии было ее географическое расположение. Через аравийские степи пролегали торговые пути, соединявшие страны Средиземноморья с Индией. За долгие века на этих торговых путях выросло несколько городов, среди которых особенно выделялась Мекка – не только транспортный узел, но и религиозный центр.

К VI веку в арабских городах сложился круг знати из некоторых богатых родов. Благодаря процветающей торговле города стали центрами арабского мира – в них развивались ремесла, устанавливались новые общественные отношения. Однако конец VI века стал для Аравии временем упадка. С одной стороны, средиземноморский регион практически перестал торговать с Востоком. Европейский Запад был в полном экономическом упадке, а Византия не могла обеспечить прежний уровень торговли. С другой стороны, войны между персами и североафриканскими племенами разрушили и разорили страну. Сильное и единое персидское государство стремилось развивать собственные караванные пути в Индию – через Месопотамию и Персидский залив.

К тому же, арабы столкнулись с проблемой нехватки земель. Население полуострова, существовавшее относительно мирно, увеличилось, а большая часть сельскохозяйственных и пастбищных угодий находилась в руках племенных шейхов и городской знати. Арабское общество расслаивалось на бедных и богатых. На фоне всех социальных и экономических проблем, обрушившихся на Аравию, в Мекке начал свою деятельность пророк Мухаммед.

Традиционное арабское общество не имело единой религии. Каждое племя поклонялось собственным богам. В крупных арабских городах жило немало приверженцев иудаизма и христианства. Идеи этих двух религий, по-видимому, находили определенное число сторонников среди арабов. По крайней мере, на одного из них тексты Ветхого и Нового Завета оказали неизгладимое впечатление.

Мухаммед происходил из племени курейшитов — основного племени в Мекке. Родился он в 570 году, и до сорока лет сменил несколько занятий – был пастухом, купцом, ростовщиком. В 610 году он впервые выступил с проповедью. Религиозные идеи Мухаммеда коренным образом отличались от устоев веры его народа. Главным было то, что Мухаммед призывал к единобожию. Аллах, верховный бог курейшитов, представал в речах Мухаммеда единым и единственным богом в мире, богом, избравшим его, Мухаммеда, своим пророком на земле.

Мухаммед передавал слушателям главные заповеди новой веры, сообщенные ему непосредственно Аллахом. Их было пять: вера в Аллаха как единого бога, ежедневная молитва шесть раз в день, раз в году пост в течение месяца – рамадан. Хотя бы раз в жизни каждый верующий в Аллаха должен был совершить паломничество в Мекку. Кроме того, каждый должен был отдавать десятую часть дохода в помощь беднякам.

Проповедуемая Мухаммедом религия не вносила существенных изменений в сложившееся общественное устройство арабов. Мухаммед признавал и поощрял многоженство и рабовладение. В отличие от христианских проповедников, пророк новой веры не запрещал «собирать богатства на земле», занимаясь торговлей. Единственными из желающих обогатиться, на кого Мухаммед обрушивал свой гнев, были ростовщики. Фактически проповедью единобожия Мухаммед призывал к тому, что для арабов и так уже было жизненно важным, – к объединению народа.

В заповедях новой религии явно ощущалось влияние иудаизма и христианства. Сама концепция единобожия берет начало из иудейской традиции. Мухаммед признавал ветхозаветных пророков, в частности, Моисея. Христос, по заявлениям Мухаммеда, также был одним из пророков, предвещавших приход истинного пророка единого Бога. Поначалу судьба пророка складывалась не слишком удачно. В родной Мекке ему неоднократно грозили смертью, так что в 622 году Мухаммед бежал в город Ятриб, где основал первую общину «покорных Аллаху». Именно с этого бегства-хиджры и начинается отсчет истории ислама. Мухаммед и его сторонники стали главной политической силой в Ятрибе. Город был переименован в Медину («город пророка»). И без того напряженные отношения между Ятрибом-Мединой и Меккой ухудшились донельзя. К Мухаммеду примкнули несколько соседних бедуинских племен, и с их помощью пророк подчинил себе Мекку. За десять лет, прошедших с момента хиджры, Мухаммед обратил в исламскую религию все племена Аравийского полуострова. Аравия стала единой страной, объединенной под знаменами веры.

Воинственным арабам было тесно на родном полуострове. Если прежде разрозненные племена могли только вступать в междоусобные схватки за обладание тем или иным пастбищем или оазисом, то теперь ситуация в корне изменилась. «Воины Аллаха» стали грозной силой, способной вести завоевательные походы. Надо заметить, что арабы представляли собой в определенном смысле уникальное общество: их объединение произошло исключительно под религиозными лозунгами. Мощные родовые связи, скреплявшие каждое племя, при этом не разрушились. Корейшитская знать, возглавившая распространение ислама на Аравийском полуострове, формально подчиняла другие племена не себе, а богу. Так что союз арабских племен с самого начала представлял собой гораздо более устойчивое политическое образование, нежели многочисленные союзы германских племен в Европе III – V веков.

Интересные сведения:

  • Мекка – город в Аравии, место нахождения Каабы (Черного камня) – главной святыни мусульманского мира.
  • Курейшиты – арабское племя.
  • Аллах – верховное божество в религии арабов домусульманского периода. После реформы Мухаммеда – единственный бог в исламе.
  • Хиджра (ар. «переселение») – переезд Мухаммеда со своими последователями из Мекки в Медину в сентябре 622 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ