Что означают римские названия месяцев?

0
2688

Римляне переняли у древних греков многое, но календарь, хотя тоже лунно-солнечный, создали свой собственный. Известно, что около середины VIII века до н.э., когда и был основан Рим (по преданию, 21 апреля 753 года до н.э.), римляне пользовались календарем, в котором год состоял из 10 месяцев, или 304 дней: 6 месяцев по 30 дней и 4 месяцев по 31 дню. Поначалу месяцы обозначали порядковыми номерами. Новый год наступал 1-го числа того месяца, на который выпадало начало весны.
Римская парапегма
Римская парапегма. На самом верху изображена семь богов, покровителей дней недели, и палочкой под ними отмечен день недели. Палочка справа указывает число, а слева — один из месяцев, заключенных в круг зодиака. Пользоваться римской парапегмой было уже гораздо проще, чем греческой.

К концу VIII века до н.э. у некоторых римских месяцев уже появились именами. Первый месяц года назвали мартиусом в честь бога войны Марса. Второй — априлисом. Это слово происходит от глагола aperire — раскрывать, ведь именно тогда проклевывались почки на деревьях. Третий месяц майус посвящали богине плодородия Майе, а четвертый юниус — супруге Юпитера богине Юноне. Все остальные месяцы имели лишь порядковые номера. Пятый назывался квинтилисом, шестой — секстилисом, и так далее: септимус, октавус, новем, десимус.

Не правда ли, наши сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь похожи по названию на последние четыре римских месяца? Это не случайно, ведь они и произошли от латинских месяцев. Но у квинтилиса и секстилиса, как мы увидим, судьба оказалась иной.

Очень скоро, уже в VII веке до н.э., римляне заметили, что их короткий календарь заметно опережает природные явления. По календарю выходило, что пора праздновать Новый год, а приход весны все больше и больше задерживался. Поняв, отчего это происходит, римские жрецы решили добавить к десяти месяцам еще два — 11-й и 12-й. Так и появились месяцы, посвященные двуликому богу Янусу и богу подземного царства Фебруусу. Теперь в римском календаре было уже 355 дней. Пришлось заново делить их между 12 месяцами. Но поскольку римляне верили, что нечетные счастливее четных, 30 дней уже не было ни в одном из месяцев: 4 из них насчитывали по 31 дню, 7 — по 29, а вот на фебруариус выпало-таки «несчастливое» число 28.

Этот календарь тоже «торопился», правда, не так, как прежний, 10-месячный. Уравнивая его с солнечным годом, римлянам в конце концов пришлось каждые два года дополнять календарь добавочным месяцем то из 22, то из 23 дней. Назывался он мерцедонием. Причем вставляли его не между месяцами, как во многих других календарях, а между 23-м и 24-м числами фебруариуса.

Но и это не добавило точности, потому что в среднем римский календарный год длился теперь 366 с четвертью суток, то есть на сутки больше, чем солнечный год. И чтобы устранить противоречие между календарем и природным временем, римские жрецы иногда изменяли число дней в добавочных месяцах. А поскольку именно они ведали календарем, то нередко в корыстных целях произвольно удлиняли или укорачивали год. Знаменитый римский политик и великий оратор Цицерон утверждал, что так жрецы продлевали сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или сокращали для врагов.

Точно так же жрецы могли отдалить или приблизить, например, срок уплаты налогов. В конце концов в римском календаре все так перепуталось, что уже мало кто знал, когда произошло то или иное важное для Древнего Рима событие.

Становилось все очевиднее, что календарь нуждается в коренной реформе. Ее и осуществил в 46 году до н.э. Гай Юлий Цезарь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ