Что совершил Донателло? Донато ди Никколо ди Бетто Барди

0
2962
Донато ди Никколо ди Бетто Барди

Донато ди Никколо ди Бетто БардиНовую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Так что статую св. Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. Георгия — на деньги оружейников, а св. Марка — по найму льнопрядильщиков. Главное украшение католического храма — скульптура, и на скульпторов возник спрос. В числе прочих нашел применение своему таланту мастер Донато ди Никколо ди Бетто Барди, который вошел в историю искусства под уменьшительным именем — Донателло.

О том, что представляла собой скульптура до него, Вазари писал впоследствии весьма темпераментно: «Скульпторы, которых мы называем не древними, но старыми, не справлялись с многочисленными трудностями искусства в статуях своих, будь они из мрамора или из металла, не обнаруживая ни мастерства, ни страсти. И были статуи всегда только круглыми, и круглыми дураками были глупые умом и грубые скульпторы. А от этого всего и получалось, что изображали и показывали они самих лишь себя и на них были похожи и их статуи. И потому в убогих их работах не было совсем ни совершенства рисунка, ни живости, ибо поистине дать то, чего у тебя нет, невозможно».

Донателло ДавидДонателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Прежде скульпторы лепили святых так, что их тела состояли, казалось, из одних складок одежды, но никак не из костей и мышц. Их различали не по чертам или выражению лица. Каждый имел характерный признак: если, к примеру, в руке свиток псалмов — значит, царь Давид. Святые Донателло были похожи на настоящих людей: складки их одежд лежали естественно, можно было угадать, в каком они настроении и какой у них был характер. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Однажды ему заказали статуи ветхозаветных пророков для фасада колокольни Флорентийского собора. Когда работа была закончена, флорентийцы обнаружили в двух фигурах разительное сходство с известными горожанами. Поэтому пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Донателло первым стал думать о том, как будет смотреться статуя над предназначенном для нее месте. Фигура, которая в мастерской скульптора кажется совершенной, может потерять для зрителя свое великолепие, если осветить ее по-другому или поднять на высоту — скажем, установить в нише собора. Современники поняли его не сразу. Рассмотрев вблизи статую св. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Донателло научился ставить статуи среди свободного пространства — на площади, в саду, в доме. Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. В его время это было смелым нововведением. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру.

В годы, когда творил Донателло, увлечение Древним Римом не распространилось в среде образованных итальянцев. Обломки мраморных колонн с Капитолийского холма в Риме люди хозяйственные пережигали на известь. Вместе с другом архитектором Филиппо Брунеллески ваятель одним из первых специально приехал взглянуть на остатки античности. Пока Брунеллески изучал руины Пантеона, круглого храма всех древнеримских богов, Донателло ходил вокруг конной статуи императора Марка Аврелия, счастливо пережившей века. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения. Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость», и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. Восхищенные падуанцы предлагали Донателло гражданство, но он предпочел остаться флорентийцем.

Интересные факты о Донателло:

  • Донателло брался за любые заказы, даже дешевые. Он выполнял не только статуи и бюсты, но даже фамильные гербы на каминах и фасадах домов. Работа доставляла ему удовольствие, а деньги были не главным. Их он держал в подвешенной к потолку корзинке, в которую каждый из друзей и учеников мог при необходимости запустить руку.
  • После того как Донателло изваял статую Гаттамелаты, падуанцы завалили его заказами, чтобы подольше удержать в Падуе.
  • Своего Давида создал и скульптор Андреа дель Верроккьо, младший современник Донателло. Была у него и знаменитая конная статуя — изваяние военачальника Бартоло Коллеони, установленная в Венеции. А еще у Верроккьо был гениальный ученик — Леонардо да Винчи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ