Постепенно юлианский календарь распространился по всей огромной территории, завоеванной римлянами. В 325 году н.э. главы христианских Церквей на I Вселенском соборе, проходившем в городе Никее, признали этот календарь обязательным для всех христиан. Уцелел он и после падения Римской империи под натиском варварских племен в V веке н.э.
Византийцы, русские и евреи вели отсчет лет от Сотворения мира, греки — от первых Олимпийских игр, — римляне — от основания Рима, Селевкиды в Сирии — от вступления на трон первого правителя, буддисты — от смерти Будды, мусульмане — от переселения Мухаммеда в Медину… По «шкале» нашего календаря видно, как соотносятся разные способы датировки.
Кстати говоря, а откуда мы знаем, что в V веке н.э. был именно этот век, а не какой-то другой? Иными словами, с какой, собственно, даты люди начали отсчитывать годы?
Упорядочение хронологии опять-таки связано с юлианским календарем. Ведь прежде у каждого народа была своя точка отсчета, к которой и «привязывались» все памятные даты. В Вавилонии, например, годы считали от начала правления царя Набонассара (747 год до н.э. в пересчете на современный лад), в Греции, как мы помним, от первых Олимпийских игр. Исходная точка летосчисления и называется эрой.
I Вселенский Собор объявил юлианский календарь обязательным для всех христиан.
В Древнем Риме хронология поначалу была очень запутанной — датировку событий связывали с именами консулов, при которых они произошли, и, по сути, каждый раз как бы начиналась заново. Но уже в I веке н.э. отсчет лет стали вести с новой эры — «от основания Рима». Легендарной датой основания города считался день 21 апреля 753 года до н.э. (по нашему календарю). В конце концов этот год стал первым в юлианском календаре.
Но в VII веке н.э. (тоже по современному календарю) римский монах Дионисий Малый на основе сведений из Библии вычислил точную дату рождения Иисуса Христа: по его мнению, это событие произошло через 45 лет после введения юлианского календаря.
Идея вести отсчет лет именно с этой даты в конце концов привилась. Впервые дата с добавлением «от Рождества Христова» официально появилась в одном из церковных документов лишь в 742 году. В X веке такое добавление стало все чаще и чаще встречаться в актах, издаваемых папами римскими. А уже с середины XVI века на всех папских актах указывалась эра «от Рождества Христова».
С тех пор считается: после Рождества Христова — наша эра, а все, что было раньше, — до нашей эры. И счет лет до нашей эры теперь историки ведут наоборот, по убывающей: после 45-го следует не 46-й, а 44-й год, потом 43-й, 42-й…
Разумеется, историкам пришлось порядком потрудиться, «привязывая» даты из хронологий разных народов к периодам «нашей эры» и «до нашей эры», чтобы свести их в единую систему. Особые заслуги принадлежат в этом французскому ученому XVI века Жозефу Скалигеру, который в трактате «Исправление хронологии» разработал систему унификации летосчисления. Продолжали его дело и в последующие века. В результате появились специальные таблицы для перевода дат из разных календарей в юлианский.
Не вдаваясь в подробности, напомним слова немецкого ученого Христиана Людвига Иделера (1766-1848), который тоже немало способствовал созданию единой системы дат мировой истории: «Можно с полным правом сказать, что только с введением юлианского периода в хронологии наступил свет и порядок».