Допустимо ли «коневодство» скульпторов?

0
687

Представьте себе Медный всадник в Петербурге без коня. Или представьте памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева без его четвероногого спутника. Что стало бы с этой визитной карточкой Киева? Любят скульпторы изображать великих полководцев на конях, и все тут. Ничего не поделаешь…

Вот только откуда взялась такая любовь к «коневодству»? Оказывается, у этой любви есть вполне рациональное объяснение.

«Повесть Временных Лет». Ценнейший источник исторических повествований в летописях очевидцев. Запись 989года. Описание похода князя Владимира на Корсунь через год после крещения киевлян. В перечне трофеев князя указаны четыре конские статуи из меди. Место их установки определено князем не случайно. Язычник по натуре, хотя и крещеный в Христа Распятого, не может быстро перестроиться. Он делает подношение новому Богу киевлян, установив конные статуи у церкви Богородицы. Это было своего рода десятиной, данью поклонения.

После нашествия татар и разрушения Киева в 1240 году, «коневодство» в украинской скульптуре пресеклось на 8 веков. Первое конное изваяние появилось в Киеве в 1888 г. Этим памятником почтили заслуги первого гетмана Богдана Хмельницкого и установили на Софийской площади. Именно этот памятник изображался на всевозможных открытках и путеводителях по Киеву до недавнего времени.

Следующий конный памятник появился в советское время в 1954 г. На разгоряченном жеребце восседал герой Гражданской Войны Щорс. А вот следующим конным памятником может похвастать уже независимая Украина. В районе Подола, около Гостиного Двора, взметнул вверх булаву гетман Петр Сагайдачный. В планах городской мэрии Киева есть проект памятника князю Святославу. Его конную статую собираются установить на Львовской площади.
Можно относиться к любителям «коневодства» по-разному, но факты не утаить.

Стоит все же вернуться к памятнику Богдану Хмельницкому, коль он исполняет роль визитной карточки.

Идея его установки принадлежит некоему Михаилу Владимировичу Юзефовичу, вхожему к Российскому Императору Александру II. Император долго выслушивал уговоры, но все же сдался по политическим мотивам, и в 1870 г. началась подписка для сбора денег на строительство монумента. Первоначальные эскизы памятника предусматривали, что конь гетмана будет попирать флаг Польши. Однако, по тем же политическим мотивам от этой идеи пришлось оказаться. Отказались и от многофигурности композиции, которая предусматривала несколько барельефов.

Сбор средств был долгим и мучительным. Казалось, что проекту не суждено осуществиться. Новую жизнь проекту дало морское ведомство, которое подарило 25,6 тонн меди, демонтированной со старых кораблей.

С 1879 года, отлитые по-отдельности фигуры коня и гетмана на Петербуржском заводе Берда, пролежали на территории полицейского участка 8 лет. Они ждали сооружения постамента, которое длилось 9 лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ