Любовь многолика и многогранна. Это понимали люди с самого начала своего существования. Это понимание развивалось и трансформировалось постепенно. Особенно ясно многогранность понятия любви выразилась в древнегреческой культуре и античной философии. Именно древние греки могли вычленить и сформулировать основные грани, в которых выражается любовь.
Философские школы много внимания уделяли изучению любви. Для удобства использовались четыре слова-понятия, присущие только греческому языку.
Для того, чтобы обозначить жертвенную любовь в отношении к ближнему, древние греки использовали слово «Агапэ» (ἀγάπη). Эта разновидность любви не обусловлена влечением к конкретному лицу, наделенному какими-либо положительными достоинствами, но проявляется как присущее человеколюбие к ближнему в целом. Это бескорыстная любовь, это самоотдача, готовность самопожертвования в экстремальной ситуации. Это отзывчивость к нуждам и горю людей, это беспокойство о благополучии другого человека.
Чтобы обозначить дружественную любовь, древние греки использовали слово «Филия» (φιλία). Это слово означает не только дружественную любовь, но и расположение к человеку, притяжение, возникающее между родственными душами, влечение к человеку в смысле общения и дружбы. Интересен тот факт, что ни в одном языке мира нет точного соответствия этому слову. Это слово-понятие присуще только грекам и их многовековой культуре.
Чтобы обозначить любовь, соединяющую членов семьи и которая скрепляет родственные отношения, греки применяли еще одно слово – «Сторге» (στοργή) . Любовь детей и родителей лучше всего демонстрирует суть Сторге. Во взаимоотношениях мужчины и женщины, создающих семью, Сторге возникает из Филии (расположение, притяжение, дружба). А Агапэ возникает у влюбленных на основе сочетания Сторге с Эросом.
Эрос (Еρως), четвертое слово, обозначающее у греков любовь, олицетворяет физическое влечение, которое обеспечивает сексуальную связь и продолжение человеческого рода. Древние уделяли особое внимание этому проявлению любви и обожествляли его. Древнегреческая мифология божеством физической любви называло Эрота или Амура, вечного спутника Афродиты, богини любви.
Древнегреческие философы и авторы озвучивали множественные варианты происхождения Эрота. У них он был одним из потенций в космогонии наряду с Тартаром, Геей и Хаосом. У других, был творением или сыном Афродиты от других богов. У третьих, имел двойную сущность, двойное начало – мужское и женское. А платоники считали Эроса воплощением Зевса, который преобразился в Эрота, чтобы стать демиургом.
Но мы не ставим целью разбираться в хитросплетениях древнегреческой мифологии. Наша цель разобраться в философском значении слов, каждое из которых переводится на русский язык как «Любовь».
К большому сожалению, бедность многих языков, в которых нет греческого разделения ипостасей любви, приводит к тому, что любовь упрощается до одного-двух ее проявлений. К большому сожалению, любовь сводится к занятию сексом, что приводит к плачевным демографическим последствиям для многих народов.
Только гармоничное сочетание всех четырех ипостасей обеспечивает гармоничную любовь между партнерами. На таком постулате держалась древнегреческая философия повседневной жизни. До наших дней дошли многие литературные шедевры, воспевающие настоящую любовь, глубокую, всепоглощающую, чистую, и сумасшедшую одновременно. Современному человеку есть чему поучиться у древних греков, которые как никто знали толк в любви, изучили ее, прочувствовали ее фибрами души.