Ранее, еще в советские времена, в Казанском соборе Ленинграда располагался Музей истории религии и атеизма, где экспонировалась коллекция пыточных орудий инквизиции, наглядно демонстрировавшая всю жестокость Средневековья. Со школьных лет мы знаем, что тогда по всей Европе полыхали костры, на которых заживо сгорели тысячи и тысячи обвиненных в колдовстве людей. В лапы инквизиции мог попасть любой человек, невзирая на его общественное положение, пол и возраст. Бывало, жертвами здесь становились даже сами судьи и палачи.
Печать дьявола.
К концу XV века европейская инквизиция наладила четкую систему борьбы со «слугами дьявола». Изучая эти процессы, исследователи обычно уделяют внимание разнообразным пыткам, которым подвергали подозреваемых в колдовстве. А ведь в старинных руководствах по уничтожению ведьм есть несколько весьма любопытных моментов, которые позволяют совершенно иначе взглянуть на причины тех кровавых событий.
Во-первых, в исторических документах сказано, что судьи и палачи должны избегать близких телесных контактов с обвиняемыми. Последних содержали в изолированных тюрьмах. Во-вторых, помимо самих инквизиторов, в состав судейских коллегий обязательно входили врачи, заключение которых часто влияло на приговор. В-третьих, пыткам предшествовала процедура поиска на теле подозреваемого так называемых печатей дьявола, или ведьминых знаков. Судьи старались найти на коже своей жертвы язвочки, бугорки, белые пятнышки, вздутия и другие следы неизвестного происхождения. Теолог Ламберт Дано писал: «Нет ни одной ведьмы, на которой дьявол не поставил бы некую отметину как знак своей власти». После обнаружения «отметин» человеку завязывали глаза и прокалывали подозрительные места иглой. Если предполагаемый слуга дьявола не чувствовал боли и в месте укола не выделялась кровь, это служило главным доказательством того, что перед инквизиторами — ведьма или колдун.
А виновен ли сатана?
По мнению историка Дмитрия Занкова, практически все обвиненные в колдовстве люди имели какую-то кожную болезнь. Возможно, сама не желая того, инквизиция вела борьбу не с ересью, а с захлестнувшей Европу эпидемией — проказой. Проказа, или лепра — один из самых страшных недугов Средневековья. В 1876 году ученые открыли, что эта болезнь вызывается бактерией Microbactterium leprae. Она передается как при тесном тактильном контакте, так и воздушно-капельным путем и поражает кожу, периферические нервы, верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз и носа. Проказа не разбирает возраста жертвы, ее инкубационный период длится несколько лет, и каждый зараженный представляет собой опасность для окружающих. Описанные инквизиторами «метки дьявола» один в один — симптомы лепры на разных стадиях заболевания. К тому же расположение «дьявольских знаков» совпадало с лепроматозными пятнами на теле человека. Кстати, эти места бескровны и безжизненны, так что понятно, почему люди не чувствовали боли при уколах. Косвенное подтверждение того, что охота на ведьм и колдунов на самом деле представляла собой борьбу с прокаженными, имеется даже в печально знаменитом трактате «Молот ведьм»: «…Нет такой болезни, которую не могла бы наслать ведьма на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию».
Версии Занкова не противоречит и классический образ ведьмы, сложившийся в народном сознании: горбатая, беззубая, с хриплым голосом и большим крючковатым носом. Эти признаки точно соответствуют описанной современной медициной картине проказы на последних стадиях развития заболевания.
С тех пор прошли сотни лет, и трудно точно определить причину тех ужасных событий. Но с большой долей вероятности можно утверждать, что осужденные на смерть за «связь с дьяволом» были именно прокаженными, а массовые казни проводились в местах вспышек эпидемии. Выходит, инквизиторы не только были фанатичными безумцами, но и, сами того не подозревая, становились санитарами Средневековья?