Исследования Октава Шанюта

0
760
Октав Шанют

Октав ШанютОпыт Лилиенталя воспринял американский инженер Октав Шанют, который был известен так­же как строитель ряда железных дорог и как председатель Амери­канского общества гражданских инженеров.

В конце 1870-х годов Октав Шанют заинтересовался работа­ми Лилиенталя в сфере безмо­торных летательных аппаратов. Через пятнадцать лет он опубли­ковал результаты своих исследо­ваний в книге «Прогресс в лета­тельных машинах» (1894 г.).

И вот шестидесятилетний про­фессор решает заняться продол­жением дела немецкого исследователя.

В 1895 году он организует не­большую группу «аэроманов» и невдалеке от Чикаго на холмах начинает испытания аналогич­ных планеров, какие строил и Ли­лиенталь. Вскоре он приходит к выводу, что конструкции подоб­ного типа — «лилиенталиевские» — слишком опасны для ис­пользования в связи с тем, что пилоту приходится постоянно прикладывать слишком большие усилия для маневрирования и удержания аппарата в нужном положении. Поэтому Шанют ре­шает добиться от планера таких характеристик, чтобы устойчи­вость полета в большей мере была автоматической благодаря конструкции всей системы, а не усилиям исключительно самого пилота. «Я предпринял опыты, — писал позднее Шанют, — в убеж­дении, что птица полуавтомати­чески сохраняет равновесие в полете и что достижение устойчивости при ветре является пер­вой нашей задачей… Моей един­ственной целью было исследо­вать средства для обеспечения такой устойчивости». В течение 1896—1897 годов Шанют построил четыре планера разных типов с многоярусными крыльями (полипланы). Главным отличием от планеров Лилиента­ля в этих машинах было то, что для автоматической балансировки крылья были сделаны подвижны­ми в горизонтальной плоскости. Резиновые жгуты и шарниры кре­пили крылья к стойкам, позволяя во время порывов сильного ветра крыльям поворачиваться под неко­торым углом для сохранения об­щего равновесия. Такой подход тут же внес значительное упрощение в пилотирование планеров: если в планерах Лилиенталя для управ­ления полетом было необходимо переносить центр тяжести на 10— 12 см, то на планере Шанюта было достаточно минимального смеще­ния на 2—3 см.

Первый планер Шанюта «Катидид», построенный и испытанный в 1896 году, представлял собой аппарат с четырьмя парами кры­льев, расположенных одно над другим, общей площадью 13 м2, из- за большой высоты (3 м) оказался слишком трудным в управлении и не оправдан надежд.

Наилучшие результаты показа­ла следующая модель планера, построенная с участием Августа Херринга (1867—1926 гг.). Имен­но этот аппарат стал образцом подражания для последующих изобретателей. Конструкция отли­чалась простотой и четкостью, представляя собой бипланную схе­му с неподвижным крылом прямо­угольной формы и новым, самосто­ятельно разработанным хвосто­вым оперением, не подражавшим, в отличие от моделей Лилиенталя, своими очертаниями хвостовому оперению птиц. Она могла откло­няться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Именно на этом планере Херринг совершил сотни полетов, пролетая по 100 м и ни разу не потерпев ава­рии, чем особенно гордился Ша­нют.

Однако в дальнейшем пути Августа Херринга и Октава Шаню­та разошлись. Профессор прово­дил исследования по автоматичес­кой устойчивости планера, а Хер­ринг продолжил улучшать уже созданную совместную модель.

В 1903 году после ряда докла­дов в Европе о своих результатах в исследовании планирования Шанют неожиданно прекращает работу, потому что два его сооте­чественника (братья О. Райт и У. Райт), изучив разработки Лили­енталя и Шанюта, уже создали на­стоящий рабочий самолет.

Вавилонская башня. Легенда о разделении языков на Земле. Иосиф Флавий о Вавилонской башне

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ