К новому гуманизму

0
1290

Упомянутые молодые архитекторы не входят, надо сказать, в какое-либо объединение (по крайней мере, до окончания войны). Но устремления и опыт каждого из них носят не только частный, сугубо личный характер. Так же как художники и поэты, они тяжело переживают невыносимую действительность и мечтают о другой реальности. Им близки идеалы Нового человека, преображенного общества, обновления основ человеческого существования. Не случайно некоторые из них (Макс Берг, Ганс Пёльциг, Бруно Таут) до 1914 г. увлекаются мистическими, в частности восточными, учениями. Когда Ноябрьская революция 1918 г. в Германии пробудила надежды на грядущее рождение нового мира, многие из архитекторов примкнули к Совету рабочих депутатов по делам искусств, возглавляемому Бруно Таутом.

Вовлеченные в решение общезначимых, представлявшихся крайне важными социальных задач (что и обусловило тип наиболее часто проектируемых сооружений — заводов, больниц, жилых домов для рабочих, народных домов, театральных зданий), эти архитекторы основываются в своей деятельности на принципах субъективного идеализма и творческой спонтанности, которые пропагандировались тогда в немецкоязычных странах всей экспрессионистской прессой. Архитектура считалась областью искусства, которая дает человеку возможность стать творцом в самом высоком смысле слова, уподобиться Богу как демиургу, подчиняясь лишь импульсам своего воображения.

В архитектуре, как и в других искусствах, развитие этих тенденций достигает кульминации в 1918—1920 гг. По инициативе Совета рабочих депутатов по делам искусств организуются выставки архитектурных проектов: в Берлине в апреле 1919 г. проходит выставка Неизвестных архитекторов, зимой 1919—1920 гг. — выставка проектов рабочих кварталов. Разрабатываются архитектурные программы; издается журнал «Фрюлихт». В 1920—1921 гг. архитекторы обмениваются так называемыми «утопическими письмами», где они свободно фантазируют, развивая грандиозные проекты архитектуры будущего. В центре этой деятельности — неутомимый организатор и теоретик Бруно Таут.

Во всех публикациях и проектах того времени мы встречаемся с главными темами экспрессионизма (синтез искусств, который возможно осуществить в архитектуре; взаимодействие с народными массами; роль «мастера», внутреннее видение которого дает основной импульс художественному ансамблю). Эти идеи тогда были очень близки и Вальтеру Гропиусу (именно он выступал с речью на открытии выставки Неизвестных архитекторов). Баухауз, основанный в Веймаре в марте 1919 г., вплоть до 1923 г. будет развиваться в русле творческих принципов экспрессионизма.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ