Как китайский народ боролся за свои права?

0
1505
Го Цзын

Отстаивать свои права в империи было нелегко. Вспомни Афины: там любой гражданин — не важно, бедный или богатый — мог прийти в народное собрание и высказать свои претензии властям. А те обязаны были выслушать недовольных и решения принимали лишь с общего согласия. В переводе на современный язык это означает, что у древних греков были политические права.
У древних китайцев таких прав не было и органов власти вроде афинского собрания, посредством которых народ мог участвовать в управлении государством или хотя бы выразить свое мнение, например, об увеличении налогов. В Китае всем заправлял император, его решения обсуждению не подлежали. Приближенные осмеливались лишь давать советы, то есть у них, несмотря на знатность и богатство, политических прав было не больше, чем у простолюдинов.

Но не думай, что китайский народ терпеливо переносил несправедливости и слепо верил, будто государство — это действительно большая семья и надо всегда слушаться «старших». Помнишь, мы говорили о «мандате Неба», теории, которую придумали чжоусцы. Она прочно закрепилась в сознании народа. Раз империей должен управлять лишь человек достойный, значит, плохого правителя следует лишить престола и Небо это одобрит. Поэтому да здравствует бунт!

Восстания в Китае вспыхивали регулярно, сметая многие могущественные династии. Первой жертвой пала династия Цинь, примерно четыре века спустя та же участь постигла и династию Хань. Народ всякий раз надеялся, что будет восстановлена справедливость и воцарится «великое равенство». И каждая новая династия вначале и правда старалась исправить ошибки предшествующей. Но постепенно всё возвращалось на круги своя: налоги росли, крестьяне нищали и лишались земли, чиновники воровали и богатели… И снова начинался бунт.
Го Цзын
Придворный чиновник Го Цзын, который в конце 750-х годов победил мятежников, со своей семьёй. В народе он считался образцовым семьянином и символом удачи: Го Цзын, его сыновья и зятья занимали высокие посты при дворе. На это указывают 15 дощечек из нефрита, лежащие на скамье. С такими дощечками для записи указаний сановники являлись к императору.

Попытки добиться своих прав таким способом обходились чересчур дорого, а результаты были невелики. Поэтому приходилось изыскивать и другие способы защиты от «большой семьи». И тут незаменимой оказывалась собственная семья — тоже большая, ведь в нее входили женатые сыновья, многочисленные внуки и другие родственники, дальние и близкие (такую семью правильнее называть кланом).

Сородичи, населявшие порой целую деревню, крепко держались друг друга и выручали в трудную минуту. Одни богатели, другие разорялись, и бедняки тянулись к родственникам, преуспевшим в жизни. А те не бросали их на произвол судьбы, но беззастенчиво эксплуатировали, расплачиваясь мелкими подачками. И все-таки, несмотря на унизительное положение, человек чувствовал, что он не один. Даже семьи со скромными доходами могли объединиться и совместно оплачивать обучение талантливого ребенка. Это было выгодно: став чиновником, родственник никогда не забудет тех, кто вывел его в люди.

Сила и авторитет кланов были так велики, что с ними считались власти. Мелкие тяжбы, ссоры и другие недоразумения, в том числе и сугубо личные, — все выносилось на суд семьи. И он был весьма суровым: клан требовал послушания не меньше, чем государство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ