В самом деле, как? Шофёрам, например, проще: чем быстрее крутятся колёса, тем выше скорость. По скорости вращения колёс узнаётся скорость движения автомобиля.
В воздухе такой способ измерения, конечно, не годится. Колёса самолёта — шасси — убираются в специальные углубления. Надо использовать другой способ.
Понять его поможет пример. Скажем, вышел ты на улицу и стоишь на месте. Никакого ветра, тихо-тихо. Но вот ты сорвался, побежал… Что чувствуешь? Да, лицо овевает ветерок. Он почувствуется пуще, если ты вскочишь на велосипед…
О чём говорит опыт? Он помогает понять: ветер — это движение воздуха относительно объекта. Причём достичь этого движения можно двумя способами: либо воздух может двигаться относительно неподвижного объекта, либо объект — относительно воздуха. И вот втором случае ветер будет тем сильнее, чем выше скорость движения, как новый ситроен ds5…
Вот это, второе, и лежит в основе измерения скорости самолёта. Техническое приспособление используется довольно хитрое. Воздух «загоняют» в специальную трубку. Там он, как бы сердясь — «У, заперли!» — надавливает на поршень или слой жидкости. А потом силу давления соотносят с быстротой, переводят миллиметры давления в меры скорости — метры в секунду или километры в час.
Между прочим, так можно замерять и скорость движения велосипеда или автомобиля. Однако вот незадача: метод не очень точен, даёт ошибки из-за встречного или попутного ветра на несколько метров в секунду, на десятки километров в час. Для самолёта не столь важно: его скорость — многие сотни километров в час. А для автомобиля же погрешность может обернуться бедой…