Каким был ислам в Андалусе?

0
1001
Печать с именем Аллаха

Ислам претерпел много измене­ний в Андалусе. Там мавры нико­го насильно не обращали в ислам, ведь религии местных жителей — христиан и иудеев — считались род­ственными. С «родственников», по Корану, надо было собирать налог на религию (джизью) и несколько других, которые не платили мусуль­мане. Правители Андалуса скоро об­наружили, что обращать в ислам не очень выгодно. Но некоторые хрис­тиане сами захотели принять новую веру: ведь только мусульманин мог рассчитывать на высокий пост в государстве. Кроме того, раб, при­няв ислам, мог получить свободу. В VIII в. в ислам перешло 8 % местных жителей, а в X в. — уже 75%. Таких мусульман мавры называли мувалади или мулади (урожденные, мест­ные; отсюда произошло слово му­лат, обозначающее человека, один из родителей которого — белой, ев­ропеоидной расы, а другой — негр), а христиане — ренегатами, то есть предателями.

Мусульмане должны были выпол­нять многие предписания своей ре­лигии, прежде всего «пять столпов ислама»: вера, молитва, пост, па­ломничество в Мекку и милостыня. Пост соблюдался в восьмом месяце мусульманского календаря рамада­не. Мусульмане обязаны были тво­рить молитву (намаз) пять раз в день (в Андалусе часто это число со­кращали до одного) и по пятницам посещать мечеть. Но в Андалусе они молились и в христианских храмах, так же как христиане в мечетях. Да и ездить в далекую Мекку для боль­шинства было трудно. Правосудие в Андалусе вершилось по правилам шариата («намеченно­го в Коране пути»). Кроме того, пра­воведы (факихи) время от времени составляли своды законов. Но жизнь в Андалусе была свобод­ной: мужчины-мусульмане могли не покрывать голову, что считалось обязательным в других мусульман­ских странах. И женщинам разреша­лось показывать свое лицо, хотя иногда они носили чадру как укра­шение. Ислам запрещал пить вино, но в Андалусе росло так много вино­града, что мавры полюбили вино не меньше древних греков. Время от времени в Андалусе воца­рялся правитель-фанатик. Так было во времена Альманзора и особен­но — в начале правления альморавидов и альмохадов. Правоведы гово­рили, что испанцам везет в их похо­дах именно потому, что мусульмане забыли о своей вере. В такие време­на начинали преследовать христиан и евреев, жечь книги древних нему­сульманских философов, запрещать вино и насильно загонять мусульман в мечети на службу. Но редкие преследования христиан во времена господства мавров и сравнить нельзя с тем, что творили христиане, одержав победу. В дого­воре о капитуляции Гранады говори­лось, что жители могут исповедо­вать свою веру. Но уже через десять лет всех мавров заставили либо принять христианство, либо покинуть страну. Оставшихся, уже крещен­ных, испанцы называли морисками (от испанского произношения слова мавр — моро) и не очень-то им до­веряли. А мориски тайно исповедо­вали ислам, мечтали о возрождении Андалуса и иногда восставали. Между тем в мусульманском мире появилась новая мощная сила — тур­ки. В 1529 г. они осаждали Вену, вы­звав во всем христианском мире враждебность к мусульманам, даже к бывшим. Мориски все чаще бунто­вали, и в 1609 г. их выселили окон­чательно: 150 тысяч морисков осели в Северной Африке. До сих пор там можно встретить их потомков — они выделяются светлым цветом кожи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ