Никто из родителей не хочет видеть в своем ребенке лентяя. Однако, далеко не все родители знают, когда и как правильно начать приучать к трудовой деятельности свое чадо.
- Первое, с чего нужно начать – с создания «рабочей» атмосферы. Ребенок вряд ли захочет что-то делать, если мама с папой проводят время, лежа на диване. Когда родители попытаются заставить ребенка что-то сделать, в его голове возникнет вполне резонный вопрос: «Почему я должен это делать, если мама с папой ничем не заняты?». Поэтому, в первую очередь нужно показать ребенку, что каждый в семье имеет занятие, и выполняет его с удовольствием. Пример родителя – лучший стимул.
- У многих родителей существует убеждение, что нужно заставить ребенка выполнить определенную работу, во что бы то ни стало. А сами, в свою очередь, со страдальческим выражением лица принимаются за мытье посуды или уборку. Естественно, что домашние обязанности у ребенка будут ассоциироваться с чем-то неприятным. Действовать нужно строго противоположно: домашние обязанности должны позиционироваться как нечто естественное. Тогда у ребенка не возникнет вопросов, почему нужно делать ту или иную работу.
- Всегда нужно учитывать состояние и занятость ребенка в тот или иной период. Если у ребенка было много работы в школе, или он готовится к чему-то важному (научная конференция, выступление), то не будет ничего страшного, если он пару раз пропустит свою очередь мыть посуду. Нельзя ставить посуду выше учебы.
- Каждому труду – свой возраст. Всегда нужно соизмерять возможности ребенка и свои прихоти. Пятилетний ребенок не может справиться со стиральной машинкой, а вот убрать свои игрушки он вполне в состоянии. Не нужно требовать от ребенка выполнять непосильную для него работу. Это отобьет у него желание приниматься за что-либо самостоятельно. Он всегда будет ожидать, что от него будут требовать больше, чем он способен выполнить.
- Правильная мотивация – половина успеха. Мотивировать ребенка деньгами – плохая идея. Но всегда можно предложить ребенку после выполнения всех домашних дел прогуляться всем вместе в парке и поесть мороженое, или отправиться в кино на любимый мультфильм. Пусть выполнение домашних обязанностей ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями.
- Помнить хорошее, забывать плохое. Ребенок разбил тарелку? Не стоит помнить об этом дольше, чем пять минут. Чадо больше никогда не захочет приняться за мытье посуды, боясь снова что-нибудь разбить и вызвать мамин гнев. Правильнее будет посмеяться над разбитой чашкой и похвалить ребенка за старание.
Когда ребенок станет постарше, можно провести с ним беседу о пользе труда. Нужно объяснить ему, почему так важно убирать за собой, наводить порядок в доме и уметь готовить. Пусть ребенок осознает, что все эти навыки пригодятся ему в дальнейшей жизни. Ну и конечно без участия родителей никак нельзя. Родитель должен стать ребенку наставником, подавать пример и исправлять ошибки. При правильном подходе к приучению ребенка к труду можно добиться неплохих результатов за достаточно короткое время.