Сегодня трудно предположить, что современный человек не владеет грамотой. Кроме того, школьная программа максимально требовательна к школьникам по сравнению с прошлым веком. Исследования гласят, что уже 90% будущих первоклассников владеет грамотой чтения. Пару десятилетий назад лишь половина обучающихся первого класса умели читать и писать, то сейчас требование школы – обязанность чтения и письма малыша – это работа родителей. Поэтому сегодня мамы и папы не ломают голову над вопросом о том, стоит ли ребенку знать грамоту и письмо до школы, волнует другое – когда приступать к чтению непосредственно? А когда родители берутся за начало этого процесса, то сталкиваются с массой проблем, которые связаны с методиками обучения этому делу. К тому же на полках магазинов огромное количество книг, которые «готовы» обучить дитя грамоте. Стоит сделать остановку на тех вопросах, которые часто волнуют новоиспеченных родителей в начале процесса чтения малыша.
Какой возраст наиболее оптимально подходит для начала обучению чтения?
Очень много спорных моментов в данном вопросе. Те, кто придерживается методики раннего развития, в один голос твердят, что ребенок должен начать обучаться чтению начиная с трехлетнего возраста. Противники данного утверждения с консервативными взглядами утверждают, что такой ранний возраст не позволяет дитя приступать к такому сложному процессу и стоит дождаться хотя бы 5 летнего возраста. Но несмотря на разногласия, все родители сходятся в одном мнении, что ребенок должен овладеть навыками чтения еще до школы.
Почему школьная скамья принимать должна детей, уже обученных грамоте?
Педагоги должны ли требовать от детей и их родителей навыков чтения их чад? В принципе, нет. Педагоги и руководители учебных заведений не имеют права давать отказ принимать детей в учебные заведения, мотивируя это неумением их читать. Но стоит учесть, что конец первого полугодия подразумевает проверку скорости чтения у новобранцев. И минимум – 20, максимум -35 слов.
И каждый родитель приходит к единому выводу, что научить ребенка чтению и грамоте за такой короткий срок просто невозможно, и , для реально хороших результатов, стоит начинать данный процесс еще заранее до школы, а лучше за полтора-два года, прежде чем малыш пойдет в школу.
Исходя из этого следует, что реально необходимо оценивать границы разумного и возможного начала обучения чтению.
Какой возраст считать идеальным для развития интеллекта ребенка?
Многие психологи сходятся во мнении, что идеальный возраст ребенка, когда дитя уже готово к обучению и осознанно к этому процессу подходит – это 4–5 лет. К этому времени малыш уже вполне разборчиво излагает мысли, общается, интересуется новыми словами и хорошо развита память для запоминаний. В таком возрасте ребенку все дается легко.
Готов ли малыш к чтению?
Есть несколько привычных на взгляд родителей навыков, которые дают понять, готов ли малыш к чтению:
1. Дитя отлично проговаривает предложения
2. Ребенком произносятся уже все звуки
3. Достаточно большой словарный запас
4. Постоянно интересуется книгами и проявляет любопытство к новым словам.
Вот и следует в таком случае начинать читать с ребенком.
С чем столкнутся родители в начале процесса обучения чтению и что нужно знать?
Вначале, когда приступается к чтению, родителю необходимо определиться, что является первостепенной важностью в данном процессе: четкое знание обучения чтению или же развитие малыша в раннем возрасте. От избранного пути будет и зависеть дальнейший результат.
В первую очередь нужно учитывать требования, которые будут предъявлены в школе. И для того, чтобы ребенок к годам так семи обязан знать все звуки, которые есть в словах. Поэтому крайне необходимо знание всех букв по звукам, которым они соответствуют. И стоит отметить, что как только малыш приступит к процессу чтения, необходимо дать не просто звучание слов, а их смысловое значение, понимание прочитанного. Можно прибегнуть к повторительному процессу, это когда малыш прочитал текст и сразу текст читается родителем и далее задаются вопросы непосредственно по тексту, ну а далее искать ответы на вопросы в тексте.
Самое главное это простота процесса.
Прежде всего стоит приступить к изучению гласных букв, далее согласные, потому что первое дается легче малышу и быстро запоминаются. Можно так же прибегать к напеву, то есть напевать звуки, чтобы быстрее шел процесс. В итоге, когда дитя освоил звуки и знает алфавит, процесс складывания букв будет достигнут максимально просто.
3-летний ребенок не может долго сидеть на одном месте, чтобы спокойно читать книгу. Можно, наверно, учить отдельным буквам. Ему надо бегать с мячиком, а не сидеть с книжкой. В 4-5 лет — вполне разумно.