Кто был главным героем Ренессанса?

0
845
Мадонна с младенцем

Была ли у людей XIV-XV вв. поговорка вроде нашей: «На Бога найдётся, да сам не плошай»? Если да, то первая часть относится к средним векам, а вторую придумали как раз в эпоху Возрождения. Именно тогда люди уверовали в то, что многое в жизни зависит от них самих. А раз так, человеческая личность имеет самостоятельную ценность. Именно она, эта личность, и стала главным героем искусства Ренессанса.
Честь «открытия» человека и того, что его внутренняя жизнь может быть не менее интересной и богатой событиями, чем внешняя, принадлежит литературе Проторенессанса, в которой царил Данте. Он не только описал в стихах разные состояния своей души, но и рассказал в прозе об истории создания своих стихов. Живопись и скульптура откликнулись на это «открытие» позже.
В век Раннего Возрождения, особенно почитавший науку, человека изучали. Разбирали по косточкам, наблюдали за тем, как он двигается и реагирует на всякие события, разглядывали его со всевозможных точек зрения: то окунали в уличную суету, то изолировали в комнате или внутреннем дворике. И постоянно держали его на людях: раз человек — часть мироздания, следует грамотно вписать его в окружающую действительность, и пусть он с нею взаимодействует. Художникам надо было научиться правильно обращаться с человеческими фигурами, которые они писали. В каком-то смысле они играли со своими героями «в куклы»: наряжали, раздевали, объединяли в группы, иногда отвинчивали головы, чтобы посмотреть, что внутри.
Мадонна с младенцем
Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем». Однажды Филиппо Липпи взялся писать образ Мадонны с одной из послушниц женского монастыря и влюбился в свою «модель». Он выкрал девушку у монахинь, и с тех пор его Мадонна всегда была при нем.

Кисти мастеров Высокого Возрождения все нюансы человеческого поведения были уже подвластны. Они могли ставить себе задачу более утонченную — «души изменчивой приметы переносить на полотно», по словам поэта Н. Заболоцкого. Поэтому они убрали из картин мелкие подробности жизни и все пространство отдали людям. Достаточно сравнить трех Мадонн: кисти Чимабуэ (Проторенессанс), Филиппо Липпи (Ранее Возрождение) и «Мадонну Бенуа» Леонардо (Высокое Возрождение). А чтобы движения души не ускользали от зрителя, живописцы Высокого Возрождения расширили масштабы своих работ. Они изображали не просто современников, как это делали в XV веке — они пытались создать идеал человека: сильную личность, прекрасную внешне и совершенную душой. Именно во времена Возрождения родилось дожившее до наших дней убеждение, что красивый внешне человек обладает прекрасной душой, и наоборот. Знаменитый афоризм А.П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — выражает на самом деле типично ренессансную идею.
Наиболее яркими героями своей эпохи были сами художники. Все искусство Ренессанса — авторское. В средние века имена мастеров были не главным, зато в годы Возрождения художников знали все; ими гордились; картины Джотто и скульптуры Донателло завещали наследникам как большую ценность; живописцев приглашали из города в город, даже если эти города враждовали между собой. Каждый живописец был узнаваем по стилю. Каждый в своем искусстве выражал себя, иногда столь откровенно, что Леонардо счел необходимым написать: «Величайший недостаток живописцев — …делать большую часть лиц похожей на самого мастера; это много раз вызывало мое изумление, так как я знавал живописцев, которые во всех своих фигурах, казалось, писали самих себя с натуры, и в этих фигурах видны движения и манеры их творца».
Художники научились ценить свой талант и свое мастерство и вели себя соответственно. Леонардо не отдал заказчикам знаменитую «Мадонну в скалах», не сойдясь с ними в цене (они подали в суд, и тяжба затянулась на несколько лет). Микеланджело в ответ на то, что папа римский раскритиковал его проект усыпальницы, собрался в одночасье и уехал из Рима. Даже Донателло, который славился кротостью нрава, разбил однажды свое творение, когда заказчик, не оценив тонкости работы, стал с ним торговаться, сбавляя цену. В XV веке впервые в истории появился трактат под названием «О достоинстве человека». Его написал Пико делла Мирандола. В уста Бога, который обращается к Адаму, первому человеку, автор вложил такие слова: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ». Такую-то личность, обладающую свободой выбора, «кузнеца собственного счастья» и изображали мастера Ренессанса. Так с тех пор и принято считать, что человек — венец творения.
Мадонна
Мадонна Чимабуэ (в центра) живет на Небесах, а Мадонна Бенуа кисти Леонардо (справа) — на земле. Слева: Микеланджело. Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем (Мадонна Питти).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ