Манн Генрих

0
2168

Манн Генрих (Любек, 27.3.1871 — Санта-Моника, Калифорния, 12.3.1950). Он был на четыре года старше своего брата Томаса. Бросил лицей, так и не став бакалавром, работал в книжной торговле и в издательстве С. Фишера. В 1891 г. после смерти отца семейная фирма была продана и мать с детьми перебралась в Мюнхен. Теперь их материальное положение улучшилось, и Генрих смог совершить путешествия во Францию и Италию. Он стал писать, вначале для разных журналов. Первый роман Генриха Манна вышел в 1894 г. («В одной семье», In einer Familie). К наиболее известным романам Манна доэкспрессионистского периода относятся «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (Professor Unrat oder das Ende eines Tyrannen, 1905), по которому позднее был снят знаменитый фильм «Голубой ангел» (Der blaue Engel), «Маленький город» (Die kleine Stadt, 1909) и «Верноподданный» (Der Untertan), первая часть которого публиковалась с продолжением в 1914 г., а весь роман вышел в виде отдельного оттиска в 1916 г.; в книжные магазины тираж поступил лишь в 1918 г. Генрих Манн был для многих экспрессионистов образцовым писателем. Он был стойким интернационалистом, не попавшим, в отличие от своего брата Томаса, под влияние ложного патриотизма. Сам Генрих Манн больше всех других писателей ценил Флобера, в первую очередь «Саламбо». Флобер и Д’Аннунцио навеяли ему грандиозную трилогию «Богини, или Три романа герцогини д’Асси» (Die Gottinnen oder Die drei Romane der Herzogin von Assy, 1902—1903). Именно это произведение и оказало большое влияние на других экспрессионистов, от «Александра в Вавилоне» (Alexander in Babylon, 1905) Якоба Вассермана до «Агатовых пуль» (Die achatnen Kugeln, 1920) Казимира Эдшмида. В наше время трудно оценить достоинства образующих трилогию романов «Диана», «Минерва» и «Венера». Но когда-то В. Фред писал на страницах журнала «Цукунфт» следующее: «Эта книга впервые предлагает нам не бесконечное копание в себе автора, а массу конкретного материала». И какого материала!

В «Венере» представлена женщина в самом грубом смысле слова, похотливая самка, которая предлагает себя всем мужчинам и, что весьма симптоматично, уходит из жизни, так и не родив ребенка. А что можно сказать о стиле этого романа? Враждебно настроенный критик писал в «Берлинер локаль анцайгер»: «Часто язык [Манна] противоречит всем принципам немецкой грамматики, и нет никакого смысла восхищаться этим обстоятельством». Между тем как раз отказ от клише, выражение энтузиазма, экстатического состояния посредством нового, спонтанно схваченного стиля особенно ценили экспрессионисты. К собственно экспрессионистским сочинениям Манна можно было бы отнести некоторые из его новелл — такие, как, например, «Трехминутный роман» (Der drei-Minuten-Roman), «Несколько шагов у двери» (Ein Gang vors Tor) из сборника «Флейты и кинжалы» (Floten und Dolche, 1905) или же отдельные страницы «Возвращения из Гадеса» (Die Ruckkehr vom Hades, 1910). В 1933 г. Манн бежал во Францию; его лишили германского гражданства. Именно тогда он работает над своими, без сомнения, лучшими сочинениями: «Юность короля Генриха Четвертого» (Die Jugend des Konigs Henri Quatre, 1935) и «Зрелые годы короля Генриха Четвертого» (Die Vollendung des Konigs Henri Quatre, 1938). В 1940 г. направился в США через Португалию. В 1950 г. он уже собирался перебраться в ГДР, где его назначили президентом Академии искусств, однако умер в Калифорнии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ