Пикассо Пабло (Малага, 15.10.1881 — Мужен, 8.4.1973). Рисовал с десяти лет, а в пятнадцать был принят в барселонскую художественную школу, где его отец преподавал живопись. В 1896 г. Пикассо начинает работать в своей первой мастерской. Через год он сдал вступительный экзамен в Академию дона Фернандо, но остался в ней ненадолго. В Барселоне был вхож в круг художественного и интеллектуального авангарда. В 1900 г. впервые на три месяца приехал в Париж. Под влиянием Тулуз-Лотрека, Стейнлена и Мунка, чье творчество он изучал в Барселоне, Пикассо изображал жизнь бедных кварталов, горе и нищету. Прожив некоторое время в Мадриде, в 1901 г. он возвращается в Париж. Знакомство с искусством Сёра и Ван Гога помогло ему обрести опыт энергичного владения цветом. Широкими мазками он наносит на холст яркие краски, работая в стиле, предвосхищающем фовизм; затем переходит к «витражной» технике, компонуя на полотне упорядоченные, подчеркнутые контуром цветовые плоскости, — метод, напоминающий о живописи Гогена. Воллар организует первую выставку работ Пикассо.
К концу 1901 г. художник отказывается от цветовых контрастов, сведя свою палитру к единственному цвету — голубому. Он становится главным средством выражения переполняющего Пикассо сострадания. Тема картин — человеческая нищета, боль и отчаяние. В 1901—1903 гг. Пикассо живет то в Париже, то в Барселоне, наконец поселяется в Бато-Лавуар на Монмартре и вплоть до 1939 г. остается парижанином. В 1905 г. он встречает Фернанду Оливье, которая становится его подругой; знакомится с Аполлинером и сестрами Стайн. В том же году художник совершает путешествие в Нидерланды, во время которого претерпела изменения его концепция человеческого тела.
В этот период Пикассо создает первые скульптуры. В живописи возобновляется главенство цвета — начинается «розовый период». Одновременно изменяется тип персонажа. Теперь художника привлекают цирк, арлекины, бродячие артисты и акробаты. В 1906 г. он знакомится с Матиссом и Дереном, проводит лето в Госоле (Андорра). Под влиянием иберийской скульптуры и живописи Эль Греко он приходит к деформации тел и объектов, стремясь усилить их выразительность, и в «Авиньонских девицах» (1907) сила экспрессии достигает кульминации.
Это одно из наиболее значительных произведений Пикассо. Оно бросает вызов современной живописи. Пикассо задумал картину как подведение «итога всего западного искусства», которое противопоставлено искусству негритянскому. Этот холст намечает для Пикассо новое направление творческих поисков, которые касаются передачи объемов. Речь идет о периоде кубизма, исчерпавшего себя к началу войны 1914 г.