Все мы знакомы с крылатым выражением « благими делами вымощена дорога в ад». Оно говорит о том, что добрые дела и благие намерения не всегда могут быть к месту, так как эффект от их применения может быть прямо противоположным. И все же, какова история этого афоризма?
Существует мнением, что его первоисточником является книга Джеймса Босвелла под названием «Жизнь Сэмюэла Джонсона». Именно главному ее персонажу принадлежит фраза «Ад вымощен добрыми намерениями». Как видим, смысл обоих афоризмов практически одинаков, за малым исключением. В первом случае речь идет о дороге в Ад, а во втором, о самом Аде. Что касается автора данной книги, то вероятнее всего, он почерпнул это выражение из лексикона английского священника Джорджа Герберта. Выглядело оно так: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Как видим, смысл его такой же, как и существующей ныне пословицы. Он заключается в том, что одними добрыми намерениями нельзя достичь желаемого результата.
Кстати, в Святых Писаниях также проскакивает подобная мысль. Там сказано, что спастись одними добрыми намерениями невозможно. Для этого нужна еще и вера, без которой нельзя попасть в царствие Божие. Подобную мысль высказывал и преподобный Ефрем Сирин. Он говорил, что свеча не будет гореть без оливкового масла, а без веры никогда не появится добрая мысль. И с этим трудно не согласиться. Все добрые намерения, не имеющие веры, ни к чему хорошему не приводили. Одного желания, обеспечить народу счастливую жизнь, было недостаточно. Без веры в Бога достичь заветной цели невозможно. На этот счет мы имеем массу примеров, которые заканчивались трагически. Подобные эксперименты приводили к кровопролитию и обнищанию народа. Нечто подобное мы можем сегодня наблюдать на Украине. Вот где поистине «благими намерениями вымощена дорога в ад». Что дал украинцам Майдан? Одних олигархов заменили другими, которые с прежней силой принялись грабить народ.
Вера нужна обязательно, но при этом, она должна иметь реальные корни и быть правильной. Ведь желать можно многого, но истина всегда одна. Это утверждение применимо и к некоторым религиозным учениям, которые вполне можно считать ошибочными. Внешне они преследуют благие намерения, но так, как в их основе лежат ложь и отсутствие духовности, то и желаемого результата получить не удается. О таких религиозных течениях говорят, что все они от лукавого.
Иоанн Златоуст сравнивает веру с крепкой пристанью, которая не только оберегает от лживых суждений, но и защищает душу. При этом он утверждает, что одной лишь веры может быть недостаточно для спасения. Нужны еще: правильное поведение, благочестивые поступки, духовно обогащенный ум.
Человек должен обладать правильным суждением. Если с этим все в порядке, то и его действия будут верными. Суждения тесно связаны с душой. Если они светлые, то таковой будет и душа, а если темные, то темно будет и на душе. Получается, что в своих желаниях человек должен опираться на рассуждения. Только в этом случае они не будут расходиться с делами. В противном случае он будет удаляться от Бога. Правильно рассуждая, человек нейтрализует своих врагов. Он прекрасно понимает, что плохо, а что хорошо.