Реголиты в составе Луны

0
568

Следует отметить, что исследование Луны показало большую роль реголитного материала, мощность которого колеблется от 3—4 м (материки) до 10—20 м (океаны). Размер частиц варьирует от 100 до 60—70 мкм (зрелый реголит имеет размер менее 1 мм), плотность 2—4 г/см3. По микропримесям выделяют два типа реголита: первый (в основном в морском реголите) близок к углистым хондритам С1 (до 1—2 % по массе в тонкой фракции) и второй (только в материковом реголите) отличается от известных классов метеоритов. Г. Г. Шмидт полагает, что мощность мегареголита к рубежу катастрофической метеоритной бомбардировки Луны составляла по крайней мере 10 км, играя, по образному выражению Б. Ю. Левина и С. В. Маевой, роль своеобразной «шубы», обеспечивавшей аккумуляцию тепловой энергии, что в условиях Земли выполняют осадочные породы. В настоящее время в результате исследований Ф. Херца и др. увеличение мощности реголита зависит от числа кратеров, диаметр которых колеблется примерно от 10 до 1000 м. Для зрелого реголита С. Тейлор в 1975 г. определил интенсивность привноса вещества следующими величинами: около 50 % вещества поступало с расстояния не более 3 км, 5 % — более 100 км и 0,5 % — более 1000 км.

Таким образом, к установившимся представлениям об образовании осадочных пород гипергенными процессами следует добавить такой существенный экзогенный фактор, как метеоритная бомбардировка поверхности Земли, которая была особенно интенсивной на ранних стадиях жизни Земли. С этой точки зрения традиционные факторы выветривания представляются в качестве наложенных, а первопричиной могли быть космогенные.

Изложенные данные свидетельствуют не только о значительной роли энергии падающих космических тел в формировании геологических структур и своеобразных типов пород, но также и об их большой роли в стимулировании таких геологических явлений, как магматизм, в том числе вулканизм. При этом следует иметь в виду, что это надежные, наблюдаемые факты, которые не могут не быть учтены в реконструкции ранних стадий развития планеты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ