Руо Жорж Анри (Париж, 17.5.1871 — Париж, 13.1.1958). Источники творчества Руо — мучительный душевный опыт и сострадание к людям. Сын краснодеревщика, он в 14 лет стал учеником художника по стеклу. До 1890 г. он накапливал впечатления и знания, занимаясь реставрацией средневековых витражей в мастерской учителя. Еще раньше дед, собиравший репродукции, познакомил его с живописью Мане, Курбе и Домье. С 1885 г. Руо посещал вечерние курсы в парижской Школе декоративных искусств. В 1890 г. он поступил в Школу изящных искусств, начал заниматься в мастерской Эли Делоне. В 1891 г. руководство мастерской перешло к Гюставу Моро, и Руо стал его любимым учеником. Пронзительные тона, смелые эффекты рано привлекают внимание Руо; он научился свободно следовать внутреннему видению, отказавшись от работы по заранее обдуманному плану. Скоро между учителем и учеником возникла тесная дружба. В отличие от Матисса и Марке, обучавшихся вместе с ним у Моро, Руо черпал вдохновение в творчестве Рембрандта. В 1898 г. Моро умирает, и Руо переживает глубокий кризис. Он не мог продолжать писать на религиозные темы, но, стремясь выразить веру, укрепившуюся благодаря дружбе с писателем Леоном Блуа, художник изображает проституток, клоунов, акробатов, олицетворяющих падший мир. Реальность, к которой обращается Руо, вызывает ужас и отвращение, и, изображая ее живописец проповедует, обличает общественные пороки.
В 1903 г. Руо становится хранителем музея Гюстава Моро; вместе с Матиссом и другими художниками он учреждает Осенний салон. Художник выставляется в нем с друзьями Матисса и, как и его товарищи, получает репутацию фовиста. Однако это определение носит чисто внешний характер. Творчество Руо диаметрально противоположно фовизму, а сам художник квалифицировал его так: «Крик, огласивший ночь! Сдавленное рыдание! Смех, вставший поперек горла!».
До 1910 г. Руо работал в основном над прозрачными акварелями в светлых тонах, используя технику интенсивного мазка. К его излюбленным сюжетам добавились сцены суда, напоминающие Домье. В 1910 г. состоялась первая выставка Руо в галерее Дрюэ. В 1913 г. все созданные им произведения приобретены Волларом.
В послевоенный период мастер постепенно отходит от акварели, отдавая предпочтение масляной живописи. Плотная, мерцающая пастозная масса покрывает поверхность его холстов, черный контру подчеркивает изображение, подобно свинцовому каркасу витража. Руо снова обращается к религиозной тематике, в основном к теме Страстей Христовых. Между 1918 и 1929 гг. он выполняет множество рисунков. В последние десятилетия жизни он неустанно возвращается к тем же сюжетам, постоянно добиваясь усиления выразительности.