Самолетостроение Франции

0
865

К 1910 году наиболее активной в самолетостроении и добившейся наибольших успехов становится Франция.

Уже в 1905 году в стране работают над созданием самолетов талантливые конструкторы Ф. Фербер, Г. Вуазен, Эсно-Пельтри, Блерио и Сантос-Дюмон. К 1909 году их общими усилиями было построено более 20 различных по конструкциям машин. Европейские инженеры постоянно находились в поиске новых, наилучших идей и решений. Создавались самые разнообразные аппараты с крыльями замкнутой эллиптической формы и коробчатым крылом, оснащенные поплавками и колесными шасси.

Возможно, из-за такого богатого теоретического и практического опыта, когда изобретатели могли черпать новые идеи и наилучшие решения друг у друга, Франция стала родиной множества положительных новшеств и наиболее популярных конструкций самолетов.

В 1899 году во Франции появился аэроклуб, собравший в своих рядах всех увлеченных этим новым делом. Первым учредителем общества был «нефтяной король» Дейч де ла Мерт, бывший председатель Академии спорта и Автомобильного клуба.

Большую роль в развитии авиации во Франции сыграл адвокат Аршдакон, занимавшийся также поддержкой развития автомобилестроения и принимавший участие в создании различных автомобильных предприятий. После ряда выступлений Шанюта, где он упоминал и о работах братьев Райт, во Франции зарождается движение по созданию самолета, способного взлететь. Началось состязание, кто скорее построит первую модель. Одним из энтузиастов этого начинания стал артиллерийский капитан Ф. Фербер, высказывавшийся вполне четко и безапелляционно: «Нельзя допустить, чтобы аэроплан был создан в США».

Следуя своему слову, Фербер разрабатывает аэроплан собственной конструкции, первым во Франции устанавливает на него мотор «Антуанет» мощностью 24 л. с. и весом 100 кг. (Мотор «Антуанет» создал талантливый инженер Левассер, первоначально он предназначался для гоночных катеров.)

Немногим позже Фербер решает купить для Франции изобретение Райтов, все еще сомневаясь в том, что они смогли добиться успеха.

На одном из своих выступлений в Лионе Фербер был так заразителен в своей агитации, что присутствовавший там же молодой, но уже опытный механик Габриэль Вуазен решил тоже посвятить свою жизнь развитию самолетостроения.

И Фербер, и Вуазен начинают строить свои планеры, продвигаясь по тому же пути, что и Райты. В 1903 году испытывает свой планер Фербер, в 1905-м впервые взлетает планер Вуазена. Аршдакон и Дейч объявляют об учреждении специального приза в 50 тысяч франков тому, кто сможет сделать на своем самолете круг длиной 1 км.

В 1900 году начинает работать в области авиации Луи Блерио, совершая в своих исследованиях вполне логичный путь — от разработок орнитоптеров с машущими крыльями к планерам наподобие тех, что строил Отто Лилиенталь.

В 1905 году Блерио и Вуазен объединяют свои усилия и разрабатывают фантастический аэроплан бипланной конструкции с эллиптическими крыльями, оснащенный поплавками для старта с водной поверхности. На этот аэроплан изобретатели установили самый совершенный и легкий мотор «Антуанет».

В это же время во Франции работает бразилец Сантос-Дюмон, располагавший значительными средствами. Он был широко известен как летчик и конструктор с конца XIX века. С 1899 года он построил несколько дирижаблей, на которых летал вблизи Парижа. Разработав змея с передним коробчатым рулем, он испытывает его в 1905 году, а 1906-м уже устанавливает на него двигатель в 50 л. с. и вскоре добивается
долгожданного результата, пролетев 200 м и выиграв один из первых призов Аршдакона за полет на расстояние 25 м. Этот аппарат получил название «14-бис».

После испытаний Сантос-Дюмона Блерио решает также построить аэроплан с передним рулем высоты. Эта машина была названа «Канар» («утка») и представляла собой моноплан. Блерио не захотел в этом проекте работать с Вуазсном и даже пытался пилотировать самолет самостоятельно. В связи с этим его детище постоянно ломалось, и Блерио получил прозвище «Человек, который ломает свои аэропланы», но благодаря этим опытам он стал впоследствии самым знаменитым летчиком. «Канар» и последующие модели (5—8-я) неоднократно ломались. Но начиная с 5-й модели успехи Блерио приумножались. Вуазен в отсутствие Блерио вызывает своего брага Шарля из Лиона и приглашает работать в фирме, после чего переименовывает ее в «Братья Вуазен». За неимением собственных средств братья берутся строить на заказ изобретателей любые самолеты и вскоре зарабатывают средства для своих разработок. Так они построили на заказ «Блерио 3», затем самолет «Делагранж». В 1907 году машина с коробчатым хвостом и передним рулем высоты была готова и совершила довольно удачный полет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ