Штрамм Август (Мюнстер, 29.7.1874 — Россия, 1.9.1915). Этот благонамеренный чиновник времен Вильгельма II, мелкий буржуа, который, по всей вероятности, был счастлив в своей супружеской жизни, писал также стихи и небольшие драмы, по революционности своей формы — а иногда и содержания — превзошедшие все, что создавалось тогда под знаменем «новизны». Сын адъютанта, по окончании школы он поступил на работу в почтовую контору (1893). Во время военной службы получил офицерское звание. В 1902 г. женился и три года спустя переехал в Берлин, где смог соединить работу с учебой. Таким образом ему удалось защитить в 1909 г. докторскую диссертацию. После объявления войны мобилизован в звании капитана. Погиб на Восточном фронте 1 сентября 1915 г. Примерно с 1902 г. сочинял стихи и пьесы. Когда в ноябре 1913 г. Маринетти выступил в Берлине с публичным чтением своих произведений, есть все основания предполагать, что там присутствовал и Штрамм. Именно в тот период он уничтожил все написанное им ранее и стал сотрудничать с Гервартом Вальденом. Все опубликованное Штраммом при жизни было написано им в период 1914—1915 гг. и издавалось журналом «Штурм» и одноименным издательством. Самым важным для Штрамма было прежде всего выразить то, что он хотел сказать, с использованием минимума слов; далее, выразить это как можно точнее; наконец, избегать всякого рода клише. Вот, например, его стихотворение «Под огнем» (1915), состоящее из шести строк и девяти слов:
Беспрерывность смертей
Кончин треск
Одиночка
Строит
Одиночества
Всемирной бездны.
Речь идет о перестрелке с ее «смертями» и «кончинами», которые связаны как с оружием (которое «трещит»), так и с выстрелами (которые «беспрерывны»). А как реагирует на это человек? Об этой реакции говорят слова «одиночка», «одиночество», «строит», «всемирная бездна». Синтаксис стихов Штрамма соответствует скупости его лексики: первые две строки состоят из двух фраз, по два слова в каждой. Кроме того, эти слова как будто бы складываются в предложение с подлежащим «одиночка», оно может иметь отношение не только к «кончинам», но и к «одиночествам».
Литературовед Вальтер Мушг иронизировал по поводу Штрамма, «взбесившегося» почтмейстера. Но не подлежит сомнению, что Штрамм относился к своему творчеству с безнадежной серьезностью и пользовался вниманием и симпатией со стороны Вальдена. Ошибкой было бы считать его дадаистом: ирония не является сильной стороной его стихов! Дважды он пространно писал Вальдену о том, почему использует то или иное слово, а не другое. Нам известно, что Рудольф Блюмнер на протяжении многих лет выступал с чтением стихов Штрамма перед восторженной публикой, а молодой Курт Швиттерс, как и другие поэты из круга журнала «Штурм», почитали его как своего учителя.
Источник: Авто журнал preque.ru