Театр кукол

0
702

Театр куколТеатр кукол — особый вид театрального действия, в котором роли исполняют куклы, управляемые видимыми или скрытыми наполовину актерами. Понятие кукольного театра включает в себя мультипликационные и не мультипликационные кинофильмы, телевизионные передачи с участием кукол и кукольно-эстрадное искусство.

Куклы могут быть плоскими, как в театре теней, объемными и полуобъемными (барельефными и горельефными), механическими, перчаточными (например, пальчиковые куклы) и тростевыми (марионетки).

Театр берет свое начало в древних обрядах и языческих тотемах, которые можно назвать первыми обрядовыми куклами.

Сегодня в кукольном театре выделяют множество его разновидностей и форм, а также классификаций, по которым тот или иной вид театра может быть отнесен к определенной категории. Одна из самых распространенных — по видам кукол, способам управления, с точки зрения социальной презентации.

Ритуально-обрядовая форма существования кукольного театра зародилась еще в Древнем Египте в XVI веке до н. э. Она воплощалась в мистериях об Осирисе и Исиде, упоминалась в трудах Геродота, Апулея, Горация, Аристотеля, Марка Аврелия.

Ритуально-обрядовые театры тесно связаны с национальными и народными традициями. На востоке театр кукол представлен японским дзёрури, индонезийским ваянг, китайским и индийским кукольными театрами.

В христианском мире тоже существовали обрядово-ритуальные театры. Куклы использовались в мистериях — театральных остановках на религиозную тему XI—XVI вв. (например, название хорошо всем известной марионетки произошло от фигурок, изображавших Деву Марию). Нередко подобные представления организовывались актерами-аматорами, поскольку цель подобного действа не в самом спектакле, а во вкладываемом в него смысле, религиозном подтексте. Традиция некоторых европейских мистерий сохраняется до сих пор: вертеп в России и Украине, Батлейка в Белоруссии, Эль Пасторетс в Каталонии, Маланка в Молдавии, Шопка в Польше. Все перечисленные представления в основном относятся к рождественским мистериям. В традиционно-мистериальном направлении выступает уникальный, не имеющий аналогов в мире театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») под руководством Питера Шумана.

Сатирически-юмористический народный кукольный театр существовал в глубокой древности. Первые представления подобного рода, как принято считать, зародились в Древнем Риме и назывались «ателлана» (название восходит к городу Ателла, Кампания). Персонажи сатирических сценок были сильно типизированы. Один из таких персонажей — Макк — являлся прообразом современного комического клоуна-шута, который в разных странах обладает схожей внешностью: горбатый, с крючковатым носом и большой головой. До сих пор в кукольном театре шут сохраняет древние особенности и приспособления: пищик для изменения тембра голоса, трикстерство и др.

В турецком и армянском театрах таким героем является Карагез, в итальянском — Пульчинелла, в индийском — Видушака, во французском — Полишинель, в английском — Панч, в русском — Петрушка, в немецком — Гансвурст, в среднеазиатском — Палван Качал, в бельгийском — Вольтье.

Основными чертами народного театра были минимализм оформления, условность действия, простой сюжет, ориентированный на злободневные темы, многочисленные импровизации. В народном театре играли в основном странствующие актеры

Детский кукольный театр базируется на сказочном сюжете и сочетает развлекательную, дидактическую и воспитательную функции.

Информация предоставлена театральной онлайн-кассой http://билеты-в-большой.рф

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ