Тоннель… в ад

0
1181

Один из самых грандиозных в техническом плане проектов прокладки тоннелей в древнем мире был разработан не с практической, а скорее с тайной религиозной целью. Его появление связано с легендой, описанной в национальной эпической поэме «Энеида» величайшим римским поэтом Вергилием незадолго до своей смерти в 19 г. н. э. Ее герой Троянской войны Эней избороздил много морей, пока наконец не прибыл на побережье Центральной Италии, где в пещере кратера Авернус он встречается с роковой предсказательницей по имени Сибил. Та направляет его в «глубокую твердую впадину, огромную и поражающую шириной», и заклинает открыть ворота Гадеса, подземного царства. Эней послушался и долго спускался вниз, пока не достиг Стикса, реки преисподней. Его взору открылись самые ужасные картины: например, внушающий страх лодочник Харон перевозит души умерших через Стикс к месту их будущего обиталища. Он видел тени своих верных товарищей по оружию в Троянской войне, а в продолжительной беседе с духом своего отца узнал о славной судьбе, уготованной его потомкам, которым суждено было основать Рим и завоевать весь мир.

Впоследствии подтвердилось, что описание Вергилием преисподней, как и многие другие легенды, в действительности в какой-то степени обоснованны. В 1870 г. немецкий искатель приключений Генрих Шлиман взбудоражил весь мир, открыв город Трою, отправную точку «Илиады» Гомера. Но едва ли мировой публике известно, что не менее исключительное открытие было сделано в 1962 г. двумя морскими офицерами в отставке, англичанином Робертом Паджетом и американцем Китом Джонсом. Убежденные в том, что описание преисподней в «Энеиде» соответствует существующему в действительности месту, они провели два года в поисках, исследовав более сотни впадин и кратеров в вулканической области Авернуса, прежде чем наткнулись на расщелину под древним храмом в заливе Байе (фасадом, выходящим на остров Капри). Несмотря на предостережения археологов, что вхождение в нее может оказаться смертельным (из-за ядовитых газов), они спустились вниз на веревках и очутились в совершенно безопасном месте. Исследователи действительно обнаружили вход в ад, описанный в «Энеиде», который, как оказалось, представлял собой хорошо продуманную оригинальную систему тоннелей, созданных человеком. Первый участок тоннеля оказался свободным, и Паджет с Джонсом прошли 200 ярдов, постепенно спускаясь все ниже и ниже, пока не заметили, что до поверхности земли расстояние составляет 140 футов. Здесь они обнаружили «реку Стикс», подземный поток, питаемый двумя горячими источниками вулканического происхождения. Интересно, что благодаря чьей-то изобретательности в нем поддерживается постоянный уровень воды. Хотя одно из главных ответвлений было засыпано грунтом, Паджету и Джонсу удалось проследить основные изгибы и повороты тоннельного комплекса, включая верхнее пространство, образовавшее внутреннее убежище. Они исследовали проходы общей длиной 290 ярдов, причем все были проделаны в твердой скальной породе.

По описаниям древних историк Роберт Темпл восстановил схему, по которой священнослужителями был проложен комплекс, известный как «Путеводитель мертвых». По нему для посетителей организовывались «экскурсии» в преисподнюю. «Экскурсантам» давали галлюциногенные наркотики (которые использовались во многих древних культах), и унылые фигуры в черном вели их по тоннелям в мерцающем свете чадящих ламп. Одновременно на сцене искусно разыгрывалось действие, призванное убедить посетителей в том, что они действительно побывали в аду и возвратились обратно. Священнослужители, должно быть, неплохо зарабатывали на желающих заглянуть в потустороннюю жизнь или воспользоваться возможностью поговорить со своими умершими родственниками. Темпл, однако, так и не нашел ответа на вопрос, как были сооружены эти тоннели.

«Путеводитель мертвых», по-видимому, не одобрял Маркус Агриппа, «правая рука» императора Августа (27 г. до н. э.—14 г. н. э.). Он вырубил лесок, скрывавший вход в подземелье, получив таким образом корабельную древесину, и засыпал землей один из тоннелей. Темпл подсчитал, что для осуществления этой задачи потребовалось 30 тысяч человеко-ходок, при этом только несколько человек могли работать одновременно в узких тоннелях, заполняя одну часть комплекса грунтом. Темпл благоразумно воздержался от подсчетов времени, необходимого для раскопки всей системы из твердой вулканической породы. Должно быть, понадобились бы годы, если прибегнуть к любому из обычных средств. Более того, тоннели отличались идеальным исполнением, причем, как замечает Темпл, «отсутствуют следы пробных или случайных ходов или же ошибочного начала».

Но величайшей загадкой остается то, как разрабатывался проект. Первый отрезок (408 футов) входного тоннеля ориентирован на восход солнца по Иванову дню (24 июня, летнее солнцестояние). Кто бы ни создавал эту модель преисподней, учитывая также и вышеназванный фактор, должен был знать, что при выполнении работ по прохождению через горную породу они наткнутся на подземный поток совершенно горячей воды, который должен будет выступить в роли реки ада. Введя в воду флуоресцентные «путеводные» химические вещества, Паджет и Джонс доказали, что «река Стикс» не связана ни с одним из конкретных источников вне пещеры. В свое классическое сочинение по архитектуре римский писатель Витрувий включил главу «Как обнаружить воду», используя информацию о почве, растительности и характере местности. Однако подобные методы (наряду с погружением в воду, о котором Витрувий не упоминает) едва ли отличаются точностью. По-видимому, все было задумано заранее, но как строителям удалось объединить ориентирование на солнце с искусством прохождения сквозь скалы вплоть до обнаружения невидимого подземного течения?

Тоннель... в ад
Таинственный тоннельный комплекс в Байе (Италия), использовавшийся во времена Римской империи как "Путеводитель мертвых", по которому посетители совершали экскурсии в "преисподнюю". Все ходы имеют ширину 21 дюйм и высоту 6 футов. Вдоль стен проделаны ниши для масляных ламп.

И последняя загадка, на которую указывает Темпл, заключается в том, что мы не имеем ни малейшего представления, кто соорудил «Путеводитель мертвых» в Байе. Если, как он полагает, это место являлось копией описания ада, использованного в «Одиссее» Гомера (VIII в. до н. э.), то тогда он первым изобразил его. Или, что более вероятно, гомеровский сюжет вдохновил строителей? По-видимому, сочинения классиков греческого и римского мира всесторонне исследовались теоретиками, однако многие вопросы по-прежнему остаются без ответа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ