Верфель Франц

0
1780
Верфель Франц

Верфель ФранцВерфель Франц (Прага, 10.9.1890 — Беверли Хиллз, Калифорния, 26.8.1945). Сын владельца перчаточной фабрики, по окончании школы он уезжает из Чехословакии и учится торговому делу в Гамбурге. В 1912 г. работает корректором у лейпцигского издателя Курта Вольффа. Совместными усилиями Вольфф, Верфель, Курт Пинтус и Вальтер Газенклевер превращают это издательство в главный центр по распространению экспрессионизма. В 1915—1917 гг. против своей воли мобилизован. По окончании войны живет чаще всего в Вене — до эмиграции; с приходом к власти нацистов бежит сначала в Италию, затем во Францию и, наконец, в США (через Португалию). Когда сегодня говорят о Верфеле, то имеют в виду в первую очередь его последние романы и, в частности, «Песнь о Бернадетте» (1941). Большая часть экспрессионистских элементов уходит из написанного им позднее 1927 г. («Однокашники», Die Abituriententag, 1927). Многим вплоть до 1925 г. он казался образцовым экспрессионистом. Его сборники стихов («Друг человечества», Der Weltfreund; «Мы существуем», Wir sind; «Друг другу», Einander), а также драмы «Человек из зеркала» (Der Spiegelmensch, и «Песнь козла» (Bocksgesang, 1921) считаются весьма характерными экспрессионистскими произведениями. Ранние и поздние сочинения Верфеля объединяет заключенная в них страстность, проникнутая религиозностью. Когда-то его воспринимали очень серьезно за его восторженное отношение к человеку и призывы к мировому братству; сегодня подобный «пафос» стреляет вхолостую. Между тем ему удавалось зажечь сердца молодежи 1911—1920 гг.

Приведем в качестве примера две первые строфы вводного стихотворения «К читателю» из сборника «Друг человечества» (1911):
Тебе родным быть, человек, моя мечта!
Кто б ни был ты — младенец, негр иль акробат,
Служанки ль песнь, на звезды ли с плота
Глядящий сплавщик, летчик иль солдат.
Играл ли в детстве ты ружьем с зеленой
Тесьмой и пробкой? Портился ль курок?
Когда, в воспоминанье погруженный,
Пою я, плачь, как я, не будь жесток!

Подобное настроение можно уловить уже в стихах Уитмена. Верфель ничуть не боялся впасть в сентиментальность, и именно это обстоятельство несомненно способствовало его популярности. Какими бы прогрессивными идеями ни увлекалась довоенная молодежь, в том, что касается человеческих чувств и форм социальной организации, она оставалась на уровне романтической эпохи.

Верфель был человеком исключительно искренних переживаний; в то же время он утверждал себя как гражданин мира, громко заявлял о себе, причем таким образом, что никому не приходило в голову упрекнуть его в старомодности. Даже у последовательно религиозных людей не находилось критических слов в его адрес, тем более что в политическом смысле его стихи не преследовали никаких определенных целей. Современность Верфеля заключалась в использовании им новых форм, в том, что он хотел бы прижать к своему сердцу всех — и даже «отбросы человечества», даже негров и художников. Не все его стихи экстатичны по духу, некоторые из них и поныне стоят внимания читателя, и не только как документ безвозвратно ушедшей эпохи, не только как лирическое переживание уже не существующего мира.

Свежие IT новости: блог djvan 2.0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ