Египетская цивилизация создала множество произведений искусства: статуи из камня и из дерева, барельефы, настенную живопись… и все это было за 3000 лет до нашей эры. Впрочем, дрене египетское искусство производит впечатление большой целостности, так как всегда следовало одним и тем же правилам творчества.
Статуи.
Египятне были большими мастерами каменобработки. Они умели создавать огромные статуи, как например статуи Рамзеса II, установленные у входа в храм Абу Симбел — их высота более 20 метров! Кроме этих каменных гигантов, одним из наиболее оригинальных творений египетского искусства была «статуя-куб»: сидящий человек с согнутыми коленями и скрещенными руками. Эти статуи имели всегда одни и те же формы; чаще всего они представляли человека или бога стоя с одной, выставленной вперед ногой, символизирующей ходьбу, или же это был сидящий человек с руками на коленях. Некоторые были представлены с женами. Несмотря на строгие каноны искусства, изображаемые модели часто можно узнать по чертам лица и имени, выбитому на постаменте статуи.
Оживить стены.
Во дворцах, храмах, гробницах все стены украшены живописью и барельефами. Для того, чтобы уменьшить изображаемые персонажи, соблюдая правильные пропорции, египтяне начинали с того, что разделяли поверхность на которую наносилась живопись, перекрестные линии, образующие квадраты. Стоящий мужчина, например, занимал 18 квадратов, сидящий — 14. Но при этом его рост зависел от социального статуса: фараонов всегда изображали гораздо большего размера, важные персоны также всегда больше, чем их слуги, которые в свою очередь были больше, чем крестьяне Египтяне не были знакомы с перспективой, которая отделяла ближний план от дальнего, и давала бы впечатление глубины. Все изображалось на одном плане. Мужчины и женщины застыли в весьма своеобразных позах: они представлены в профиль, но с развернутыми плечами. Это был способ представить их более живыми. Как только рисовальщиком были выполнены все контуры, художник их раскрашивал.
Скорее ремесленники, чем художники.
В Египте не существовало художников в том смысле, который мы сейчас вкладываем в это слово. Произведения искусства всегда создавались бригадой ремесленников под руководством «рисовальщиков контуров». Они не подписывали свои произведения. Во времена Нового Царства лучшие из них все-таки получали награду от фараона, который раздавал им земли, скот, рабов.
Краски получали, смешивая цветные порошки и пчелиный воск.