Брестская уния

0
1194

В XIV в. западнорусские земли оказались во владении Литовского княжества и Речи Посполитой. Литовские князья и польские короли проводили политику веротерпимости в отношении православного населения до тех пор, пока западнорусские князья лояльно относились к правителям. Положение стало изменяться с вступлением на польский престол Сигизмунда III и усиления притязаний католической церкви на канонические территории православия.

Рим, при поддержке польских властей, повел активную миссию с помощью иезуитского ордена на исконно православных землях. Ответом на засилье иезуитов стало создание православных братств в крупных городах. Первым таким братством стало братство князя Острожского, который стал покровителем издания Острожской Библии. Организовались братства в Львове, Киеве, Вильно и т.д. началось противостояние с иезуитами. На сторону католиков встал король Сигизмунд III.
Политика короля заключалась в отстранении православных подданных от руководящих постов и в притеснении предпринимательства. Раздача льгот и преференций заставляла людей все чаще переходить в католичество. Однако темпы перехода не устраивали папскую курию и короля. Для облегчения перехода под папский омофор, нужна была иная стратегия, основанная на Флорентийской унии.

Идея перехода православных иерархов в католичество снискала поддержку польских властей, которые подспудно стали создавать условия для такого перехода. Положение православной церкви усугубилось к началу 1590-х г.г. Митрополит Михаил Рогоза, с подачи некоторых епископов склонился к переговорам о заключении унии с Римом. Активную роль в переговорах сыграл епископ Ипатий Потий. Результатом переговоров стало соглашение о том, что новое церковное образование сможет сохранить восточную обрядность и литургию Василия Великого, а так же не примет распространенный в католичестве целибат священников. В основополагающих доктринах западного христианства, таких как учение о чистилище и пресуществлении Святых Даров Евхаристии, римская курия не допустила никаких уступок.

Накануне Рождества 1595 г. был подписан акт о присоединении Киевской митрополии к Римской Католической Церкви в Ватикане. Утверждение акта требовало утверждения собора Киевской митрополии. Для этой цели был созван собор в Бресте 9 октября 1596 г., на котором состоялось утверждение акта сепаратистским клиром. Одновременно с этим собором, собрался собор иерархов, отвергающих унию. Патриарший экзарх Никифор, представитель Константинопольского патриарха, предал анафеме «вероотступников». Охрану православного собора осуществляли войска князя Константина Острожского. Началось противостояние униатов и православных. На сторону униатов выступал король Сигизмунд, на стороне православных – казачество, которому удалось сдерживать широкое распространение униатства.

Некий паритет между униатами и православными установился в 1634 г. с вступлением на польский престол Владислава IV. Молодой король утвердил нового киевского митрополита Петра Могилу, что способствовало выходу православной иерархии западнорусских земель выйти из положения катакомбной церкви. Равновесие продолжилось недолго.

После Переясловской Рады 1654 г., воссоединившей Украину с Россией, положение униатов, греко-католической церкви заметно пошатнулось и удерживало свои позиции только в западных украинских областях. В последующие годы, до 1917 г., грекокатолики с трудом сдерживали статус кво. Гонения грекокатоликов в советское время завершилось упразднением Греко-католической Церкви в 1946 г., которое продолжилось до 1990 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ