Будет ли робот осмысленно общаться с человеком?

0
1252

Общение людей между собой подчинено законам психологии. Мысли, чувства, эмоции, мимика, жесты – все это выражается в большинстве случаев невербально. Все это мы можем увидеть.

Слова человека не отражают всей гаммы чувств. Слова могут быть противоположны истинным чувствам человека. Аудиосоставляющая общения людей лишь одна из трех основных составляющих.

Третья составляющая взаимодействия между людьми – информационная, смысловая.

Современные робототехнические системы научились использовать каждую из этих составляющих отдельно. Робот может различать видеообразы и идентифицировать их. Робот может различать аудиосигналы и подчиняться голосовым командам. Роботы стали специалистами в информационных составляющих взаимодействия. Как носители и передатчики информации, роботы состоялись. Очень редко используются аудио и видеосоставляющие в связке с информационной. Но они используются.

До не давнего времени мы не могли говорить о значительном прогрессе в сфере использования эмоциональной составляющей общения роботов. Первые шаги в этом направлении сделали ученые из Японии. Сотрудники лаборатории Hagiwara, принадлежащей отделу информации технологического факультета университета Кэйо, предложили новую концепцию по созданию «мозга» робота.

В основе концепции лежит многоплановая разработка функции обработки информации. Новый робот должен не только увидеть и распознать объект и услышать его. Он должен воспринять несколько составляющих и как можно более адекватно оценить действия объекта с точки зрения эмоций.

Для того, чтобы научить робота адекватному восприятию, ученые обратились к принципам обработки информации и самообучения мозга человека. Они объединили три разобщенных технологии обработки информации роботами в одну, как у человеческого мозга. Это им удалось благодаря применению нейронных сетей, которые распознают и накапливают информацию по интуитивным алгоритмам человека. С использованием нейронных сетей роботу не нужны будут громоздкие поведенческие шаблоны, он сможет формировать собственный опыт. Рано или поздно накопленный1 опыт перейдет из количества в качество и позволит утверждать, что робот освоил эмоции, подобные человеческим. Такой результат может породить проблему отношений роботов и человека. Но это дело отдаленного будущего. Не стоит решать проблему, которая еще не возникла.

Сейчас же, на первый план выходит потребность научить робота распознавать индивидуальные поведенческие особенности человека и научить роботов строить свою линию поведения с человеком. В скором времени японские исследователи надеются добиться от робота процесса общения, не отличимого от общения между людьми.

И кто знает, может, мы стоим у порога новых осмысленных взаимоотношений человека и машины?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ