Что нового в арках и колоннах?

0
496
Фасад собора монастыря Чертоза

Что нового в арках и колоннах?Арки и колонны придумали задолго до Ренессанса; в этом легко было убедиться, совершив экскурсию к древнеримским руинам. Но в пору, когда они стали вызывать у образованных людей неподдельный интерес, арки и колонны предстали перед архитекторами в новом свете. Арка — это как бы всегда открытые ворота, рассудили они. Такой образ очень подходил людям эпохи Возрождения, которыми овладела «охота к перемене мест». Ехали кто куда:
«Тот — на войну, чтоб испытать фортуну,
Тот — в море, чтобы земли открывать,
Тот — в университет, во храм науки»
(Шекспир «Два веронца»).

В идеале архитекторам хотелось так украсить арками входы в улицы, чтобы они обрамляли открывающиеся дали. А эти дали были, в свою очередь, символом грядущих возможностей. Не терпевшие ничего наглухо запертого и преграждавшего путь, мастера Ренессанса считали, что идеальный вариант стены — колоннада. В самом деле, ведь ряды колонн — не что иное, как стена, только со множеством проемов. В таком виде она, конечно, очерчивала границу, но не мешала обзору. Подобные «стены» обрамляли внутренние дворики итальянских палаццо XV-начала XVI века. Колонны вообще вошли в моду как одна из примет Древнего Рима и стали считаться лучшим архитектурным украшением. Без них не обходились ни гробница, ни стена дома, ни храм. Даже одинокая колонна где-нибудь на распутье была прекрасна.
Так что и фасад Большого театра в Москве, и колонна на Трафальгарской площади в Лондоне, на вершине которой стоит памятник адмиралу Нельсону, — уроки эпохи Возрождения, усвоенные архитекторами поздних времен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ