Тот, кто представляет себе знакомый балкон — этакое углубление в стене дома, ошибается. Лоджия эпохи Ренессанса — здание, где две или даже три стены заменяют колонны
Эти странные дома, открытые всем ветрам и всем взглядам, были известны итальянцам и тогда, когда Возрождение еще только намечалось. Но прежде они строились и содержались на средства ремесленных цехов и предназначались для собраний горожан. В XV веке появились частные лоджии богатых семей. Они служили владельцам палаццо своего рода приставным парадным залом: там устраивали семейные торжества и принимали гостей. Строить лоджии стало престижно, особенно на собственной площади. Конечно, они были не для всех, но посторонним смотреть не возбранялось.
Фра Беато Анжелико. «Благовещение». Так выглядела лоджия в эпоху Возрождения.
Почему архитекторам вздумалось проектировать такие условные здания, где стены существовали лишь символически? Потому что так они ухитрялись воплотить в жизнь сразу две, причем взаимоисключающие, идеи своего времени. С одной стороны, раз человек обрел теперь самостоятельную ценность, ему полагалось персональное пространство. Человечество в это время осваивало земной шар, а отдельный хомо сапиенс желал располагать личной мини-планетой, где все ему подконтрольно, все измеримо, устроено по плану и расчерчено на квадратики. С другой стороны, художники только что освоили перспективу. Им хотелось, чтобы стены как можно меньше загораживали дали, которые они как раз научились изображать. Лоджия вполне отвечала этим запросам: колонны очерчивали границу частного владения, но оно зато просматривалось насквозь.
Как примета времени, лоджии остались на многих картинах живописцев эпохи Возрождения. Поскольку с ними связаны торжественные события, живописцы приспособили их под библейские сюжеты. Например, в сцене Благовещения, изображенной фра Беато Анжелико (около 1449 года), архангел Гавриил является Марии в лоджии.
Правда, в пору Высокого Возрождения, когда перспектива стала делом обычным, мастера уже не так стремились наполнять свои полотна туманными далями, а сосредоточили все свое внимание на людях; им уже вполне хватало замкнутых помещений, как в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.