Что такое лоджия?

0
890
Фра Беато Анжелико.

Тот, кто представляет себе знакомый балкон — этакое углубление в стене дома, ошибается. Лоджия эпохи Ренессанса — здание, где две или даже три стены заменяют колонны
Эти странные дома, открытые всем ветрам и всем взглядам, были известны итальянцам и тогда, когда Возрождение еще только намечалось. Но прежде они строились и содержались на средства ремесленных цехов и предназначались для собраний горожан. В XV веке появились частные лоджии богатых семей. Они служили владельцам палаццо своего рода приставным парадным залом: там устраивали семейные торжества и принимали гостей. Строить лоджии стало престижно, особенно на собственной площади. Конечно, они были не для всех, но посторонним смотреть не возбранялось.
Фра Беато Анжелико. "Благовещение"
Фра Беато Анжелико. «Благовещение». Так выглядела лоджия в эпоху Возрождения.

Почему архитекторам вздумалось проектировать такие условные здания, где стены существовали лишь символически? Потому что так они ухитрялись воплотить в жизнь сразу две, причем взаимоисключающие, идеи своего времени. С одной стороны, раз человек обрел теперь самостоятельную ценность, ему полагалось персональное пространство. Человечество в это время осваивало земной шар, а отдельный хомо сапиенс желал располагать личной мини-планетой, где все ему подконтрольно, все измеримо, устроено по плану и расчерчено на квадратики. С другой стороны, художники только что освоили перспективу. Им хотелось, чтобы стены как можно меньше загораживали дали, которые они как раз научились изображать. Лоджия вполне отвечала этим запросам: колонны очерчивали границу частного владения, но оно зато просматривалось насквозь.
Как примета времени, лоджии остались на многих картинах живописцев эпохи Возрождения. Поскольку с ними связаны торжественные события, живописцы приспособили их под библейские сюжеты. Например, в сцене Благовещения, изображенной фра Беато Анжелико (около 1449 года), архангел Гавриил является Марии в лоджии.
Правда, в пору Высокого Возрождения, когда перспектива стала делом обычным, мастера уже не так стремились наполнять свои полотна туманными далями, а сосредоточили все свое внимание на людях; им уже вполне хватало замкнутых помещений, как в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ