Что такое эвристика?

0
1943

Строение человеческого организма достаточно подробно изучено. Однако, один орган человека преподносит сюрпризы. Это головной мозг человека, самое сложное «устройство». На протяжении секунды мозг выполняет 1016 операций.

Но мозг человека уязвим, мышление субъективно, изменчиво и обрывочно. Обработка информации испытывает множество помех внешнего и внутреннего плана и приводит к ряду когнитивных искажений.

Стремление к эффективности мышления, обусловленное выживанием, приучило человека выбирать короткий путь оценки поступающей информации. Эвристиками называют сокращения мысленного пути.

Эвристики имеют положительную сторону – позволяют принимать быстрое решение. Отрицательная сторона эвристик – однобокость решений. Мы сосредотачиваем внимание на одном из аспектов проблемы и не можем адекватно оценивать обстановку в целом.

Вот распространенные эвристики:
— Предвзятость. Мы соглашаемся с суждениями и взглядами, которые не вступают в конфликт с выработанными убеждениями. Сейчас поиск родственной группы людей стал прост из-за распространения веб-культуры.

— Искажение. Мы отвергаем мнения чуждых нам групп. Это вызвано действием гормона окситоцина, который участвует в формировании психоэмоциональной сферы человека, в формировании отношений с родственной группой – семья, коллектив.

— Оправдание действий или стокгольмский синдром покупателя. Мы способны оправдать любое свое действие, лишь бы не испытать когнитивного диссонанса. Мы можем оправдать ненужную покупку, ложь, грубость.

— Эффект игрока, который надеется, что решка выпадет чаще, чем орел, при подбрасывании монеты. Вероятность выпадения остается неизменной, 50/50. Мы склонны думать, что если не везло долго, полоса везения будет еще продолжительней. Это касается не только подбрасывания монеты.

— Отрицание вероятности. Вероятность гибели в ДТП выше, чем при полете в самолете. Но мы больше боимся летать, чем ездить на автомобиле. Мы неадекватно оцениваем риски, мы игнорируем или занижаем риск опасных предприятий и завышаем риск безобидных занятий.

— Избирательность восприятия.  Феномен Баадера-Майнхоф. Мы купили автомобиль – замечаем автомобили своей марки. Нам понравился хит – мы слышим его везде. Явления, происходящие с нами, входят в рамки нашего восприятия.

— Сохранение статус-кво. Мы консерваторы и не склонны менять зону комфорта. Даже если выгода от новшества очевидна. Мы стаем рабами своих привычек и мировоззрения. Мы не боимся изменений.

— Негативизм. Мы скорее воспринимаем плохие новости, чем хорошие. Нас волнует «правильная реакция» на негатив, чем на позитив. Мы склонны объяснять поступки людей их особенностями, свои поступки мы объясняем обстоятельствами извне.

— Стадность. Стремление присоединиться к большинству или, эффект подражания. Этой эвристикой чаще всего пользуются для формирования общественного мнения и манипуляций. Мы верим утверждению, что большинство делает так или эдак, вместо того, чтобы проверить информацию и делать выводы.

— Проекция себя. Мы считаем, что окружающие люди думают так же как мы, соглашаются с нашими выводами. Это не так. Такая эвристика приводит к эффекту ложного согласия.

— Переоценка скидок. Мы предпочитаем сиюминутную выгоду, в ущерб более высокой выгоде в будущем. Мы привыкли иметь синицу в руках…

— Привязка. Новую информацию мы привязываем к старой. Мы видим новую цену и сравниваем ее со старой. Этой эвристикой пользуются маркетологи, чтобы продать нам очередной товар, поместив его между дорогим и дешевым в одном списке. Мы обязательно купим средний товар!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ