Что такое треугольник Стефана Карпмана?

0
640

Дома, на работе, среди друзей, в детском саду и школе – везде, всегда, человек играет роли. Эти роли видоизменяются в зависимости от обстоятельств или обстановки. Мы можем быть великодушными со своими близкими и детьми, но быть тиранами на работе. Мы можем быть справедливыми с друзьями и лукавыми с партнерами по работе. Существует некая система двойных, даже тройных стандартов в играемых нами ролях. Некоторые играют роли виртуозно, а кое-кому Бог не дал таланта лицедея…

Стефан Карпман, ученик и последователь известного психолога Эрика Берна, выделил три основных типа человеческих ролей. Эти три роли образуют треугольник, который психологи называют по имени Карпмана. Треугольник Карпмана не только определяет три главные роли, но и показывает их чередование и взаимодействие.

Суть идеи сводится к следующему:
Мы попеременно видим себя в ролях благородными СПАСАТЕЛЯМИ, праведными ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ и ЖЕРТВАМИ несправедливых преследований. При присвоении одной из ролей, человек перестает ощущать связь с существующей реальностью и погружается в мир грез, присущих каждой из этих ролей. Человек начинает исправно играть спектакль и искренне верить, что этот спектакль и есть реальная жизнь. Иначе, игра не будет выглядеть убедительно.

Виртуоз роли ЖЕРТВЫ находится в постоянном поиске потенциального ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ, он постоянно провоцирует окружающих и находит виртуоза в этой роли. Начинается игра пары ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ – ЖЕРТВА. Суть игры этой пары сводится к оправданиям ЖЕРТВЫ и обвинениями в преследованиях самого ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ.

Следующая фаза игры выходит на уровень поиска СПАСАТЕЛЯ, которая всегда находит отзывчивого виртуоза этой роли. СПАСАТЕЛЬ жалеет несправедливо преследуемого и включается в игру в качестве преследователя ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ. Но поскольку этот спектакль не имеет ничего общего с реальностью, роль СПАСАТЕЛЯ проваливается.

Что делает ЖЕРТВА? Она начинает обвинять СПАСАТЕЛЯ в сговоре с ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ. Теперь уже ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ становится ЖЕРТВОЙ СПАСАТЕЛЯ, а СПАСАТЕЛЬ становится жертвой ЖЕРТВЫ. Первоначальная ЖЕРТВА становится ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ.

Круг замыкается. Фарс обретает новый виток. Спектакль без конца преследует те или иные выгоды участников спектакля. Причем выгоды всех актеров, всех трех ролей. Без выгоды спектакль был бы обречен на провал. Порочный круг выгод, манипуляций, нежелания брать на себя ответственность за решение своих проблем, отсутствие критической личностной философии и жизненных ценностей, а так же дурные привычки – все задействуется в бесконечном спектакле.

Но не все так мрачно выглядит, как может показаться на первый взгляд. Из треугольника Карпмана есть выход. Нужно лишь осознать, что вам нет места в предлагаемом или навязанном спектакле, далеком от реальной жизни. Вам не нужна дешевая роль жертвы, которыми являются все участники треугольника по своей сути. Научитесь говорить «нет» и все будет хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ