Библейские истории всегда занимали воображение верующих и атеистов. Первые ищут материальных подтверждений своей веры, вторые ищут опровержений. Как бы ни было, поиски идут полным ходом. Особенно активные поиски ведутся в окрестностях Иерусалима более столетия. За это время библейская археология нашла множество важных артефактов – спорных и бесспорных. Вокруг находок разгораются настоящие научные баталии.
Одна из таких баталий развернулась вокруг находки Шимона Гибсона, британского археолога, который более тридцати лет занимался раскопками в Иерусалиме. В августе 1999 г., Шимон Гибсон выпустил в свет книгу «Пещера Иоанна Крестителя» и официально заявил, что он обнаружил эту самую пещеру около городка Эйн Керем, который расположен около Иерусалима.
Пещеру случайно обнаружил эмигрант из США. Он не придал значения своей находке, но рассказал о ней друзьям. Информация дошла до Шимона Гибсона и он решил все проверить. Заваленный камнями и заросший кустарником вход в пещеру был узок. Как только первые камни были удалены, Гибсон увидел на потолке пещеры изображение мужчины с длинными волосами и одетого в шкуру животного. Это заставило археолога серьезно заняться раскопками.
Возраст пещеры, после определения, был весьма внушительным. Ее высекли в известняке примерно за 5-8 веков до Христа. Внутрь ведут крутые ступеньки, их насчитывается 28 штук. В пещере, посередине, стоит внушительный ритуальный камень, который использовали древние иудеи для обряда очищения. Вокруг было разбросано более 200 тысяч осколков глиняной посуды, а на стенах были рисунки, рассказывающие об истории человека с длинными волосами. Памятуя о библейских историях, связанных с Иоанном Крестителем, последним пророком Ветхого Завета, Гибсон сделал предположение, что пещера служила кровом для дальнего родственника Иисуса Христа.
Действительно, рисунки можно идентифицировать с человеком, который принял на себя обет назорейства. Согласно этому обету, человек не имел права стричь волосы и одеваться в тканую одежду. Обет назорейства предполагал и определенную диету. Однако, на чем основано утверждение Шимона Гибсона о том, что персонаж с рисунков на стенах пещеры рассказывает об Иоанне Крестителе?
Гибсон не дает никаких прямых свидетельств. Нет никаких надписей, подтверждающих идентичность героя рисунков. Нет никаких свидетельств о том, когда в последний раз ступала нога человека под мрачные своды пещеры. Исходя из распространенной практики назорейства, человеком из пещеры мог быть любой из мужчин, давших такой обет перед Богом.
Последнее слово в идентификации этой уникальной находки должны давать не только археологи, сюда необходимо подключать богословов и культурологов. Нужно проделать еще массу исследований, чтобы так безапелляционно заявлять, как сделал это Шимон Гибсон. В погоне за сенсацией нельзя так грубо нарушать научную этику.