Интерес к небу в древнем мире

0
532
Интерес к небу в древнем мире

Первое обращение челове­ка к таинственному и полному загадок небес­ному своду произошло гораздо раньше, нежели успела оформиться хоть одна из современных религий, во времена столь дикие и отдаленные, что их принято на­зывать «зарей человечества», дописьменной историей, темными и малоизученными временами каменного века. Человечество тогда еще балансировало на гра­ни между обретением света со­знании и погружением обратно во тьму животного существова­ния.

Из скудных источников, что дошли до нас сквозь мглу эпох, благодаря археологическим рас­копкам мы имеем самое общее представление о тех далеких вре­менах, больше основанное на предположениях, нежели на фак­тах. Определенно можно сказать одно: уже более 40 тысяч лет на­зад, в верхнем палеолите, человек учился понимать небо, занимав­шее в его мыслях столько же ме­ста, сколько и постоянная потреб­ность в добывании пищи. Мы мо­жем судить об этом в первую очередь благодаря находкам ред­чайших древних произведений искусства.

В 1879 году итальянский архе­олог М. де Саутола обнаружил на сводах испанской пещеры Альтамира нарисованных крас­но-коричневой охрой бизонов и лошадей и, что важнее, повторя­ющиеся знаки лунного цикла. Жизнь и смерть, размножение животных — все объяснялось связью с небом, единственным мерклом времени, событий, всей жизни.

В эпоху неолита (IV тысячеле­тие до н. э.) основными темами изображений оставались живот­ные (предмет охоты), женские фи­гурки, Солнце, Луна и календари. На Онежском побережье наибо­лее значительными памятниками неолитического изобразительно­го искусства являются рисунки на каменистых мысах Бесов Нос и Пери Нос. На скатах Бесова Носа изображены олени, антропомор­фные (человекообразные) фигурки со звериными головами, люди, водоплавающие птицы, среди ко­торых выделяются лебеди с длин­ными, грациозно изогнутыми ше­ями, исполинская рыба, скорее всего сом, а также, что более важ­но, символы Солнца и Луны и ог­ромная человекоподобная фигу­ра, олицетворяющая духа, по­кровителя удачной охоты или, возможно, мифического предка. Изображения аналогичных боль­ших групп, так называемых соляр­ных (солнечных) знаков, извест­ны в ущельях Дагестана:
Чин­на-Хитта, Чувал-Хварабнохо, Харитани.

С началом бронзового века и появлением земледелия резко по­менялся характер всего челове­ческого искусства. Исчезают изображения животных — ведь теперь охота перестала играть ре­шающую роль. Нo что удивительно, небесная тема продолжает со­хранять столь же острый интерес, как и раньше. В условиях земледельчества солнце и луна приобретают большое значение, так как с ними связываются циклы посе­ва и сбора урожая. Первобытный земледелец должен был при по­левых работах учитывать наступ­ление различных сезонов гида. Он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд.

Даль­нейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчис­лении (составлении календарей).

Жители Южно-американско­го континента ацтеки создали «Солнечный камень» (кален­дарь), он выполнен из базальто­вого монолита в форме круга ди­аметром 3,5 м и весом 25 т, а древние британцы возвели вели­чественный храм-обсерваторию Стоунхендж.

Древние люди не знали ни точ­ных механических часов, ни ком­паса. Их заменяло звездное небо. По Луне звездочеты стали счи­тать месяцы. Звезды вдали от родных берегов указывали море­ходам направления на север, во­сток, юг и запад. Они служили маяками на морях и в пустынях. Их так и называли — путеводные звезды.

Многие мифы возникли в эпо­ху неолита и бронзы. Именно тог­да земледельцы впервые попыта­лись объяснить смену дня и ночи, восход и заход солнца.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ