Профессии, существующие в социуме, имеют свои специфические требования. Но требования к профессии летчика резко отличаются от профессиональных требований иных профессий. Эти требования уникальны, физиология летчика связана со специфической функцией органов чувств.
Предельная концентрация сил и внимания и отсутствие нервного напряжения – вот факторы успешного выполнения полетного задания для всех этапов истории авиации. Во время боевых действий Второй мировой войны, в рацион советских летчиков включили сто граммов водки. Это делали для снятия нервного напряжения летчиков. Однако, был у этого метода и побочный эффект – снижалось внимание у некоторых из летчиков и они были склонны к лихачеству. Многие пилоты Отечественной Войны сознательно установили «сухой закон».
Концентрация сил и внимания, преодоление нервного напряжения – это не все основные требования к пилоту. Основополагающим в профессии летчика является психическое состояние. К кандидатам применяется множество тестов, определяющих психическую возбудимость, скорость восприятия и объем восприятия и сознания.
Летчик обязан принимать во внимание и удерживать в сознании явления, характерные внешнему миру, чтобы совершать адекватные действия. Психическое развитие претендента и его психическая подвижность определяются в ходе психотехнических испытаний. Но помимо качеств психики пилота, которые можно определить, он должен обладать хладнокровием, уверенностью в себе, чувством долга и сбалансированной отвагой, решительностью в стрессовых ситуациях. Все эти качества предполагают известную способность к риску.
На начальном этапе отбора невозможно определить истинные возможности человека к овладению искусством полетов. Можно делать лишь предположения, но нельзя делать определенных выводов.
Возраст летчика играет важное значение для определения психической и физиологической способности к успешной летной практике. Что же касается возрастных пределов для профессиональных пилотов, то они различны в отраслях авиации.
В большинстве стран с развитой авиацией, в гражданской, транспортной или почтовой авиации, существует ограничение в возрасте до 45 лет. Но врачи, которые дают допуск к такой полетной практике, зачастую, решают вопрос допуска к полетам на основании индивидуального физического и психического состояния пилота. Возрастные границы здесь условны и могут варьироваться.
У военных летчиков истребительной и штурмовой авиации, оптимальный возраст для эффективной работы варьируется в промежутке между 20 и 27 годами. В этом промежутке эффективность летчика находится на пике. В более позднем возрасте развиваются осторожность, которая снижает уровень необходимой отваги.
Обычно, пилоты после 27 лет переквалифицируются на полеты на бомбардировщиках и разведчиках. Бывают и исключения из правила, когда летчик в 40-летнем возрасте сохраняет необходимые качества асса.